14 мая, вторник
75 ЛЕТ ПОБЕДЫ
10:05 / 12 октября 2020
384

«Эта память, верьте, люди, всей Земле нужна…»

Ясным октябрьским утром за городом, у развилки дорог, собрались ученики и педагоги школы №2. Собрались, чтобы почтить память военных лётчиков, погибших здесь 79 лет назад. Стараниями ученического и педагогического коллективов школы, место их гибели обозначено памятным знаком – большим серым валуном, на котором прикреплена мемориальная гранитная доска с именами героев войны — Александра Таволжанского и Николая Петрова.

Принять участие в торжественном мероприятии пришли и гости: очевидец гибели лётчиков Пётр Иванович Пономарёв, глава района Наталья Бубенщикова, начальник управления образования Елена Королёва и председатель общественного совета Александр Кабринский.

— Поисковая работа по исследованию причин гибели летчиков советского бомбардировщика, которая длилась много лет, подошла к своему завершению, — отметила директор школы Людмила Турандина. — И сегодня мы подводим её итоги. А сделано за это время немало: изучены документы, хранящиеся в Каргопольском музее, установлены имена погибших лётчиков, записаны рассказы очевидцев этого трагического полёта – Николая Кочурова и Петра Ивановича Пономарёва, а место падения самолёта обозначено памятным знаком. Кроме того, начиная с семидесятых годов, ученики нашей школы ухаживают за могилой лётчиков на городском кладбище.

Людмила Михайловна вручила благодарности педагогам и учащимся, которые активно занимались поисковой работой и установкой памятного знака: Татьяне Сергеевне Кузьминой, автору проекта «Последний полёт: маленький эпизод большой войны», Дмитрию Леонидовичу Корнийчуку, руководителю работ по обустройству мемориала, Анне Анатольевне Бархатовой, руководителю исследовательских ученических работ, и юным исследователям Светлане Капустиной и Ирине Овчинниковой.

В своём приветственном слове Наталья Бубенщикова обратилась к ребятам:

— Вы сделали большое и важное дело — увековечили память двух героев из многомиллионного списка погибших в той далёкой и страшной войне. Но сколько бы лет ни прошло, помните всегда о тех, кто так же, как и мы, хотел жить и дерзать, но отдал за сегодняшнее мирное небо самое дорогое — свою жизнь. Изучайте и дальше героическую историю своей страны, чтобы затем передать эти знания и эту память своим детям.

Наталью Владимировну поддержали в своём выступлении и Александр Григорьевич Кабринский, и Елена Владимировна Королёва. А затем и дети, и взрослые, затаив дыхание, слушали рассказ очевидца того прерванного полёта Петра Ивановича Пономарёва.

— Мне в ту пору было четырнадцать лет. В тот сентябрьский день (а был он тёплым и ясным) мать отправила меня подкопать картошки для ухи на наше картофельное поле, которое находилось именно здесь. Смотрю, летит самолёт над рекой, но летит как-то странно: одно крыло ниже другого. Тогда подумалось: видно, так надо. Ведь обычно, заходя на посадку, самолёты делали крен, чтобы совершить облёт аэродрома и правильно приземлиться. Вот и тут у меня не возникло никаких сомнений в правильности происходящего. Потом вижу, что этот самолёт вылетает уже со стороны кладбища, и всё в том же положении – завалясь на одно крыло. Солдаты, обслуживавшие аэродром, уже расстилали опознавательные знаки, но машина летела всё ниже и ниже. Стало ясно, что с самолётом случилось что-то неладное. Вместо того, чтобы сесть на аэро­дроме, самолёт вдруг развернулся и полетел прямо на меня. Я испугался, и, растерявшись, вместо того чтобы отбежать как можно дальше, упал в канаву и закрыл голову руками. Теперь я только слышал тяжёлый гул со свистом, моторы уже были заглушены. Через меня перепрыгивали солдаты, я видел их ноги в обмотках. Пробежал дяденька в кожаной куртке – их командир. Я вскочил, закрыл выкопанную картошку травой, и — за ним, как воробей, прыгал рядом.

Самолёт рухнул на картофельное поле. Военные бежали к месту крушения. По пути мне попалась целая лента патронов — трассирующих пуль. Я поднял её и хотел отдать командиру. Он отмахнулся от находки, и я бросил патроны. Потом я поднял небольшую коробочку, оказалось — часы от самолёта. Их он взял. Затем на глаза попалась унта, в каких ходили лётчики. Хотел поднять её, но она оказалась тяжёлой. Только потом я разглядел, что в ней находится окровавленная, оторванная по колено нога.

Когда мы подбежали к месту падения самолёта, увидели тело лётчика, спина которого была опалена. Нас, нескольких мальчишек, отправили искать укатившиеся при ударе о землю колёса, а когда мы их нашли и прикатили, к месту происшествия нас уже не пустил часовой.

Рассказ Петра Ивановича можно дополнить рассказом другого очевидца – Николая Кочурова, который жил в то время в деревне на реке Свидь, куда несколькими днями ранее приземлялся этот самолёт для ремонта. Эти воспоминания были опубликованы в газете «Каргополье» в 2000 году. Вот выдержки из них: «… Шёл август 1941 года (точного числа не помню). Воскресный солнечный день. Этот день никаких неприятностей вроде не предвещал. Но вдруг из-за леса на довольно низкой высоте показался самолёт и начал кружить над деревней. Сразу всем стало ясно, что с самолётом что-то случилось. Люди выбегали из домов и наблюдали за происходящим. Самолёт, облетая Свидь, выбирал место для посадки и через некоторое время ушёл из поля зрения. Мы подумали, что он улетел дальше. Но через час пришло известие, что самолёт приземлился в д. Васильево. Наутро от руководства колхоза поступило распоряжение: всем колхозникам прибыть для оказания помощи экипажу для взлёта самолета, так как при посадке на поле колёса его глубоко врезались в землю. Сколько же мужества и мастерства потребовалось лётчикам, чтобы посадить самолёт на сырое поле!» Автор рассказывает, как несколько дней подряд лётчики пытались отремонтировать машину, а колхозники сооружали настил из брёвен и досок, чтобы самолёт смог взлететь. Кроме Петрова и Таволжанского, членом экипажа был и радист Иван Иванович Гаврилов. Когда командир принял решение лететь на аэродром в Каргополе, Гаврилов лететь отказался. Он настаивал дождаться ремонтную бригаду, потому что неисправность в машине так и не была исправлена. «Взлететь-то мы, может, и взлетим, а вот сядем вряд ли», – убеждал он товарищей. Но, памятуя о том, что шла война, и каждая боевая машина была на счету (а тем более бомбардировщик), Николай Петров принял решение: летим.

«… Мы вышли за деревню, услышали звук запускаемых двигателей. При взлёте брёвна от настила так трещали, что даже заглушали гул самолёта. Он с трудом взлетел, раскидав настил. Когда набрал необходимую высоту, мы увидели, что левое крыло опустилось ниже правого, как бы повисло. Может быть, повредило брёвнами? Через несколько дней до нас дошло известие, что на подлёте к Каргополю самолёт упал, а лётчики Петров и Таволжанский погибли», – рассказывал Кочуров.

Воспоминания очевидцев были настолько яркими, что у слушателей невольно пробегали мурашки по коже: трагические картины представали перед нашими глазами как живые. Думается, что эти рассказы ребята запомнят на всю жизнь. На таких воспоминаниях нужно воспитывать с юных лет – тогда само слово «война» будет автоматически вызывать физическое отвращение. «Эта память, верьте, люди, всей Земле нужна! Если мы войну забудем, вновь придёт война», – писал поэт Роберт Рождественский.

Завершающим моментом этого проекта стала посадка декоративных кустарников около мемориала. И теперь каждую весну они будут цвести, благоухать и украшать памятное место.

Через год исполняется 80 лет со дня гибели лётчиков, и хотя данный проект уже завершён, у педагогов и учеников школы №2 есть ещё над чем поработать: найти следы родных и близких лётчика Петрова, а также узнать о дальнейшей судьбе третьего члена экипажа – Ивана Гаврилова. Белых пятен в истории Великой Отечественной войны ещё очень много.

Татьяна ОВЧИННИКОВА.

Фото автора

Похожие материалы

Благоустройство 30.04
ФКГС 2024
Конкурс губернаторских грантов
Пьяный водитель
ПОПУЛЯРНОЕ
Неделя
Месяц
Год

Модуль опросов не установлен.


75 лет Победы    Агропром    Актуально    Антикоррупция    Архангельск    Безопасность    Безопасность дорожного движения    Бизнес    Благоустройство    Бюджет    Власть    Вопрос-ответ    Выборы    Госуслуги    Губернатор    День Победы    Дороги    ЖКХ    Закон    Здоровье    Здравоохранение    История    Капремонт    Конкурсы    Конституция    Коронавирус    Культура    Леспром    Молодежь    Мусорная реформа    Назначения    Наука    Нацпроекты    НКО    Новости Кенозерского парка    Область    Образование    Общество    Официально    Перепись населения    Природа    Происшествия    Промышленность    Районы    Россрестр    Связь    Семья    Собрание депутатов    События    Соцзащита    Спорт    Строительство    Твои люди, Каргополье!    Торговля    ТОСы    Транспорт    Туризм    Экология    Экономика    Энергетика   
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.