Сердечные воспоминания Михновых
Нас всегда восхищают семейные пары, которые в течение долгих лет остаются верны своей первой любви. Есть такая пара и в деревне Ватамановской Печниковского сельского поселения. Это бывшие учителя местной средней школы — Александр Степанович и Евгения Андреевна Михновы. В прошлом году супруги в кругу родных отметили 45‑летие совместной жизни, а недавно были удостоены значимой общественной награды — медали «За любовь и верность».
Кто бывал у Михновых, наверняка замечал тёплую атмосферу, царящую в их доме. С Евгенией Андреевной и Александром Степановичем очень приятно общаться. Беседуя с ними, кажется, что разговариваешь с одним человеком: ведь муж с женой в унисон вторят друг другу. Меня, едва ступившую на порог, супруги сразу стали приглашать к столу на чашечку чая. От угощения (из‑за ограниченности времени рабочей командировки) пришлось, к сожалению, отказаться. Заметив, что отказ вызвал лёгкую растерянность хозяев, поспешила извиниться и поскорее начать беседу.
Александр Степанович и Евгения Андреевна охотно поделились со мной воспоминаниями, связанными с их семейной жизнью. Я узнала, что они уроженцы Ноколы, вместе учились в деревенской школе-восьмилетке. Затем судьба привела обоих в Каргопольское педагогическое училище. Но если Евгения успешно закончила его в 1967 году по курсу «Учитель начальных классов», то у Александра в тот момент что‑то не сложилось.
— Поучился я, да и бросил. Уехал в Архангельск, поступил в ПТУ № 10. После завершения технического училища немного поработал рамщиком на Соломбальском ЛДК, потом ушёл в армию. Со службы решил вернуться домой, а раз было закончено два курса педучилища, то смог устроиться на работу в Нокольскую школу инструктором по труду.
— Вот там‑то мы с ним снова и встретились, — улыбается Евгения Андреевна, — а до этого мне немало пришлось помотаться по району. Надо было отработать положенный срок по распределению, в РОНО же разговор всегда был коротким — направляли туда, где нужнее. Первую четверть работала математиком в Ухте у старшеклассников, затем перевели учителем в Мишковскую малокомплектную школу, давала уроки сразу в четырёх начальных классах. По окончании учебного года эту школу закрыли, меня отправили в Солзу на первый класс. К тому моменту я уже заочно обучалась в Архангельском пединституте на физико-математическом отделении, поэтому позже определили математиком в Нокольскую школу.
Александр Степанович уточнил, что и он сразу же продолжил учиться. Сдал экзамены за десятый класс, поступил в Череповецкий индустриально-педагогический институт на заочное отделение — «Учитель труда и технических дисциплин».
Супруги поделились сокровенным, мол, поначалу им обоим было страшновато начинать работать в Нокольской школе: ведь имелся ряд преподавателей, когда‑то учивших их самих. Но молодых специалистов приняли по‑доброму.
— Преподавательский состав трудился отличный, весь коллектив был, как дружная семья, — подчёркивает Александр Степанович. — Хотя спустя время я стал подмечать, что только с этой девушкой (на этих словах он ласково приобнял жену) мне всех лучше и теплее!
Евгения Андреевна, слегка зардевшись, сказала:
— Весной 1974 года, когда заканчивался учебный год, Александр сделал мне предложение руки и сердца. Деревню нашу к этому времени объявили неперспективной. Нокольскую школу в конце мая закрыли. Летом мы подали заявление в ЗАГС, не догадавшись предупредить своё начальство, что собираемся расписаться. В итоге нас направили по разным местам работы — меня в Каргополь, его в Архангело. В Заречную школу я пошла из‑за своих ребят, которых туда перевели. Детей пожалела, решила, что пусть хоть один учитель у них знакомый останется.
Перед первым сентября Евгения и Александр были вынуждены разъехаться по разным населённым пунктам. Жильё им дали при школьных интернатах. Но осенью они всё‑таки сыграли свадьбу.
— Целый учебный год я к ней на выходные выездил. Добираться было непросто, зачастую напрашивался пассажиром даже на молоковозы. А потом ведь и обратно надо было на свои уроки вовремя попадать.
— То, что у нас вначале получился «гостевой брак», совсем неплохо: продолжили романтический период, не было никаких разногласий и болезненной притирки. Мы ждали своих встреч, всегда были рады друг другу.
На следующий учебный год Михновым, уже как семейной паре, предложили работу в Ватамановской. Удачно совпало, что в Печниковской средней школе как раз были нужны учитель математики и учитель труда. Комнату для молодой семьи выделили в здании старой школы. Но на тот момент уже строился учительский дом в кирпичном исполнении, в котором они спустя время получили квартиру (позже им ещё удалось улучшить жилищные условия, теперь за стенкой всего одни добрые соседи).
В новый учительский коллектив супруги влились легко, всецело отдались любимой работе. Со временем помимо прямых специальностей пришлось осваивать и другую деятельность. Евгения Андреевна по совместительству побывала пионервожатой, председателем профкома, руководителем методического объединения учителей математики, кроме того, ежегодно брала классное руководство. А вот Александр Степанович, ввиду того, что полной нагрузки у учителя труда мало когда бывало, совмещал совсем разноплановые моменты. Первые годы выполнял сантехнические работы, в которых нуждалась школа, а потом ему пришлось освоить разные учебные предметы. Довелось вести уроки физики, математики, истории, природоведения, географии.
— Как же так может быть? — удивилась я.
Собеседник с долей юмора ответил:
— Коллектив в школе в большинстве женский, а женщины имеют интересное свойство — уходить в декрет. Поэтому хочешь не хочешь, приходится их замещать.
Юмор — хорошее дело, но если серьёзно, то надо понимать насколько это всё сложно, какой склад характера надо иметь человеку, чтобы адаптироваться к такой работе!
— Мы всегда и во всём помогали друг другу, — говорит Евгения Андреевна, — и в подготовке к ведению уроков, и в домашних делах. Учились друг у друга, делились опытом, советовались, думали, как можно сделать лучше.
— Глядя на всё это, хочется спросить, а смог бы каждый из вас жить с человеком другой профессии?
Мои собеседники переглянулись:
— Мы как‑то об этом не задумывались, но нам было интересно работать вместе.
Сейчас супруги Михновы на заслуженном отдыхе, на двоих у обоих около восьмидесяти лет педагогического стажа, и он, и она — ветераны труда. В общем послужном списке имеют немало благодарностей и почётных грамот. Евгении Андреевне присвоено звание отличника народного образования, а также вручена медаль «За заслуги в образовании». Дорогого стоит и то, что сейчас в Печниковской школе работает несколько бывших учеников обоих педагогов, в том числе младшая дочь Анна. Анна Александровна Колпакова — математик, продолжатель педагогической династии в третьем поколении (Михнова Елизавета Васильевна, бабушка по отцу, была учителем начальных классов в Нокольской школе).
У Евгении Андреевны и Александра Степановича трое взрослых детей — сын Сергей, дочери Ольга и Анна. Растут и мужают шестеро внуков. О каждом из рода Михновых есть что рассказать, чем погордиться за их достижения. Лично мне в тот день довелось пообщаться с Олей, особенным членом семьи. Молодая женщина с детства прикована к инвалидному креслу, но излучает такой позитив, что невольно забываешь о её недуге. Родители сумели дать ей неполное среднее образование на дому, Ольга довольно начитанный человек, с ней интересно вести разговор. Занимается она потихоньку и рукоделием. Можно только догадываться о том, скольких сил стоило родителям добиться от Оли такого успеха (пусть даже кому‑то он, возможно, покажется незначительным).
Без большой взаимной любви такой Божий крест нести непросто, а Евгения Андреевна и Александр Степанович несут его с улыбкой, значит, их любовь крепка и нерушима.
Наталья ИВАНОВА