27 июля, суббота
ЭНЕРГЕТИКА
15:15 / 27 ноября 2023
183

Кто в Каргополе даёт жару

Корреспонденты «Каргополья» побывали в самой крупной котельной города, узнали, как она устроена и кто занимается её обслуживанием. Зимой в любое время дня и ночи на подходе к зданию котельной № 1 Каргополя можно услышать шум машин – это работа насосов, обеспечивающих циркуляцию воды в отопительной системе соседних домов и учреждений. Большое кирпичное здание поделено на несколько секций, и помещение с громкими механизмами – только одна из них.

Сердцем» котельной является длинный зал с водогрейными котлами. В первой котельной ООО «Каргопольские тепловые сети» на улице Акулова, их семь штук, на начало ноября текущего года топились пять.

Корреспонденты «Каргополья» сюда прибыли в тот момент, когда работники организации наполняли котлы топливом – длинными, приблизительно до полутора метров, дровами. Работали они синхронно, каждый наполнял свой котёл, закидывая дрова без видимых усилий. После того, как новая порция древесины уместилась в устройствах, мужчины закрыли дверцы котлов и покинули помещение.

Распорядок и правила
Нас встретил Сергей Викторович Соболев – машинист котельной № 1. В ООО «Каргопольские тепловые сети» он работает уже 17 лет, в первой котельной – одиннадцатый год. До этого трудился во второй.

Сергей Викторович родился в Каргополе, жил в деревне Волосово. «Учился здесь в ПТУ, окончил, работал в совхозе «Комсомольский». Потом армия, после армии уже с работой было плохо, пилорамы были, потом позвали сюда, – вспоминает он. – Я пришёл сначала в конце сезона подменным, а в 2007 году уже на постоянную (работу в «Каргопольских тепловых сетях» – прим. авт.)».
Машинист котельной – работник, ответственный за всё, что происходит в здании. Первоочередные его задачи – обес­печивать функционирование теплового оборудования и следить за тем, чтобы в систему отопления поступала вода необходимой температуры.

При устройстве на работу машинисты проходят обучение. Проверка полученных знаний ежегодная, а квалификацию они переподтверждают раз в пять лет. Тем, кто только устроился, освоиться помогают старшие коллеги, говорит Сергей Соболев.

Он отмечает, что для машинистов котельной важно знать должностную инструкцию, правила эксплуатации котлов, уметь поддерживать необходимую температуру теплоносителя и соблюдать требования безопасности.

В котельной № 1 трудится 12 машинистов котельной – четыре смены по три человека. «Тут самая большая котельная, потому нас трое, – поясняет Сергей Викторович, отвечая на вопрос о числе сотрудников на одном объекте. – Есть котельные, где по два человека. Вот на девятой сейчас добавили котлы, у них тоже сейчас три человека».

Все машинисты занимают равнозначные должности и потому поровну делят между собой обязанности.

Одна смена здесь длится 12 часов, пересменки происходят в восемь часов утра и вечера. После одного трудового дня – отсыпной, выходной, и снова в котельную.

Структура и труд
Напротив помещения с котлами находится насосная станция – главный источник распространяющегося по зданию шума. Здесь мощные насосы прокачивают воду, идущую по трубам в батареи в домах каргопольцев, а также работают дымососы для удаления дыма от горения в котлах. Между ними стоит экран – железный лист, обитый фольгированным материалом, защита от нагрева одного устройства другим. Работают не все установленные насосы – какие-то стоят в резерве на случай внештатных ситуаций.

Сбоку от котельной просторный цех – место складирования и пиления дров. Это большое помещение, сквозь проём сюда заглядывают улица и многочисленные стволы кругляка (для топки используется преимущественно берёза, так как она даёт тепла больше, чем другие породы), доставляемого по будням и складируемого вдоль здания.

Все котельные Каргополя топятся дровами. Наш собеседник отмечает, что из-за отсутствия железнодорожного сообщения завозить уголь сюда было бы проблематично, кроме того, этот вид топлива дороже.

Пилит дрова отдельный специалист через определённые промежутки времени – в котельную он приезжает со своим инструментом и подготавливает топливо для коллег. Использует ручную бензиновую пилу. Когда попадаются слишком крупные экземпляры, в ход идёт гидроколун. Это устройство состоит из крупного резака и гидравлического цилиндра, который наталкивает на него древесину, в результате чего та раскалывается на несколько частей (принцип его работы чем-то напоминает «овощерезку-винегретницу»).

Подготовленные дрова машинисты котельной загружают в специальный железный ковш, закреплённый на системе подвесов с автоматическим управлением. Как только он загружен, один из работников с помощью пульта поднимает контейнер и по длинной направляющей, проходящей через половину здания, отправляет в соседний зал, где древесину общими усилиями перемещают в котлы. В процессе используются длинные металлические штыри, чтобы толкать поленья в котлах, крючки для катания дров и шуровка – приспособление для удаления золы.

Подкидывать дрова необходимо приблизительно раз в два часа. После загрузки очередной порции работники уходят в другое помещение – долго находиться рядом с источниками высокой температуры нельзя.

По словам Сергея Соболева, все машинисты котельной уже привыкли к жаре, поскольку давно работают (в коллективе «первой» только один молодой сотрудник, для которого текущий отопительный сезон – первый). Перепады температур при этом он называет самой сложной частью работы – когда после жаркой котельной нужно отправляться в холодный цех пиления, где температура приблизительно равна уличной, а затем вновь возвращаться к раскалённому оборудованию.

Как только ковш с дровами пустеет, весь процесс повторяется, и так – на протяжении всей двенадцатичасовой смены. Осенью за 12 часов машинисты первой котельной успевают истопить 10-12 кубометров дров, а зимой, в морозы, может уйти и 16 кубометров.

Объём топлива зависит от температуры на улице. Все работники котельной трудятся в соответствии с определённым температурным графиком, в котором установлено, до какой температуры нужно довести котёл в зависимости от показателей температуры воздуха окружающей среды. Чем холоднее – тем, соответственно, интенсивнее топятся котлы, больше прогревается вода в системе отопления (это отслеживается с помощью специального компьютера, считывающего показатели), теплее становятся батареи в окружающих домах. Машинисты круглосуточно следят не только за показателями температуры воды в системе, но и за датчиками давления. Также они ведут журнал, в который записывают показания датчиков.

После окончания отопительного сезона машинисты котельной занимаются ремонтом и обслуживаниям котлов, оборудования и теплотрассы. Работы хватает и летом, — признаётся Сергей Соболев, — нужно чистить котлы, перебирать насосы – зимой всё это работает круглосуточно, и такой возможности просто нет.

За 17 лет, что Сергей Викторович трудится в «Каргопольских тепловых сетях», устройство котельных и труд машинистов не претерпели серьёзных изменений. В числе наиболее значимых среди имеющихся – замена котлов на более эффективные.

Несмотря на то, что труд машинистов котельной сложен физически, по словам Сергея Соболева, коллектив первой котельной уже «втянулся», и сил для домашних дел работнику хватает.
На вопрос, что его привлекает в профессии, он отвечает просто: «График нравится». Это кажется несколько необычным, ведь при таком режиме труда любой день недели может стать рабочим, равно как и праздники иногда приходится проводить здесь. Но машинисты котельной, по всей видимости, к таким нюансам относятся спокойно.

Анатолий Светлов.
Пьяный водитель
ПОПУЛЯРНОЕ
Неделя
Месяц
Год

Модуль опросов не установлен.


75 лет Победы    Агропром    Актуально    Антикоррупция    Архангельск    Безопасность    Безопасность дорожного движения    Бизнес    Благоустройство    Бюджет    Власть    Вопрос-ответ    Выборы    Госуслуги    Губернатор    День Победы    Дороги    ЖКХ    Закон    Здоровье    Здравоохранение    История    Капремонт    Конкурсы    Конституция    Коронавирус    Культура    Леспром    Молодежь    Мусорная реформа    Назначения    Наука    Нацпроекты    НКО    Новости Кенозерского парка    Область    Образование    Общество    Официально    Перепись населения    Природа    Происшествия    Промышленность    Районы    Россрестр    Связь    Семья    Собрание депутатов    События    Соцзащита    Спорт    Строительство    Твои люди, Каргополье!    Торговля    ТОСы    Транспорт    Туризм    Экология    Экономика    Энергетика   
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.