06 мая, понедельник
ОБРАЗОВАНИЕ
10:51 / 11 сентября 2023
57

Искусство объединяет

Директор Детской школы искусств № 11 рассказала о значимости творчества в жизни каждого ребёнка

Первое сентября уже прошло, и для всех работников образования и их подопечных начался новый учебный год. В продолжение темы о возможностях, которые даёт дополнительное образование детям, мы побеседовали с Мариной Сердцевой – директором Детской школы искусств № 11.

– Марина Витальевна, расскажите, пожалуйста, о себе и своём профессиональном пути?
– Я родилась и выросла в Каргополе, училась в моей любимой Школе искусств, а после её окончания поступила на фортепианное отделение Архангельского музыкального колледжа и в 1994 году после выпуска вернулась работать в свою родную школу. И вот уже почти 30 лет я передаю свои знания и прививаю любовь к музыке подрастающему поколению своего родного города.

– И никогда не хотели уехать?
– Нет, но если быть точной, то после окончания учёбы я пробовала остаться работать в областном центре, но меня хватило буквально на две недели августа, и я поняла, что моё место и моё предназначение в Каргополе, в моей родной школе. И ни на минуту не пожалела, что вернулась сюда.

– Расскажите, пожалуйста, как вы стали директором?
– Сначала я была преподавателем, концертмейстером, потом некоторое время замещала директора по учебно-воспитательной работе, а уже в 2013 году, когда Екатерина Александровна Забалдина (на тот момент директор ДШИ № 11), приняла решение сменить место работы, предложила мою кандидатуру, и вот уже десять лет я руковожу нашей школой.

– Вы раньше мечтали о руководящей должности?
– Знаете, буквально недавно мы с мамой вспоминали случай… она рассказала, что когда я приехала из колледжа, то сообщила ей: «Мама, ты ещё увидишь – я буду директором!». Хотя, если честно, я уже и забыла об этом случае. На самом деле, я никогда об этом не мечтала, у меня никогда не было цели идти по карьерной лестнице, я просто честно, с полной отдачей занимаюсь своим любимым делом.

– Сейчас, получается, вы совмещаете и директорскую, и преподавательскую деятельность? Какие изменения вы увидели за эти десять лет на посту директора?
– Да, у меня есть класс, правда, не очень большой, но, тем не менее, считаю, что сильный и очень крепкий. Про изменения же стоит отметить, что мне достался невероятно творческий и высокопрофессиональный коллектив. У Екатерины Александровны работа была поставлена на высшем уровне, она была очень хорошим руководителем, и когда я пришла на её место, уже тогда было очень много сделано. Я думаю, что любое время связано со своими особенностями и трудностями, у неё они были свои, у меня свои.

За эти годы наша школа (как и все такие же школы в стране) пережила острый период реформирования. Все силы художественного сообщества были направлены на то, чтобы школы искусств, художественные школы стали отдельной, совершенно самостоятельной структурой. И надо сказать, что наши усилия увенчались успехом: в данный момент в «Закон об образовании» внесены изменения, благодаря которым школы искусств стали иметь свой статус. Это значит, что мы уже никогда не превратимся обратно в кружки по интересам, мы стали отдельной частью дополнительного образования, первой ступенью в подготовке профессиональных творческих кадров в культуре, что очень значимо для нас.

На протяжении всех этих лет наша школа не только сохранила себя, но и устойчиво развивалась, благодаря высокопрофессиональным педагогическим кадрам, традициям художественного образования, заложенным основателями нашей школы.

– Повлияло ли это законодательное изменение на финансирование?
– Мы, как и были, так и остаёмся муниципальным учреждением и финансируемся, безусловно, из бюджета, но сейчас у нас появились более широкие возможности для субсидирования, различные программы, на которые мы можем заявляться и получать дополнительные средства. Так, например, по национальному проекту «Культура» в своё время мы приобрели музыкальные инструменты, и вот сейчас по субсидиям ремонтируем школу. Конечно, это требует определенных знаний, усилий, но если не сидеть на месте, то можно очень эффективно преобразовывать школы. Мы постоянно участвуем в различных конкурсах, пишем проекты, успешно их выигрываем и реализуем. Очень много работаем с партнёрами – Каргопольским музеем, Центром культурного развития, библиотекой – работа кипит.

Один из самых запоминающихся проектов, в котором мы участвовали, назывался «Наше лето музыкой согрето». Проект стал победителем конкурса «Малая культурная мозаика» (конкурс малых проектов) в номинации «Культпоход», организованного при поддержке Региональной общественной организации «Архангельский центр социальных технологий Гарант» на средства Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

Проект был направлен на организацию доступного, содержательного и полезного досуга, формирование навыков эффективного общения и начальных вокально-хоровых умений через проведение совместных концертов, мастер-классов и творческих встреч учащихся и преподавателей Детской школы искусств № 11 с детьми, проживающими на сельских территориях.

Ещё один очень яркий проект назывался «Музыка в ладошках», он был нацелен на развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья при использовании ресурсов дополнительного образования. Результатом проекта стала реализация программы по социокультурной реабилитации детей с ОВЗ через создание творческой студии «Музыка в ладошках». На данный момент этот проект завершён, но в планах мы хотели бы продолжить работу с особенными детьми.

– Получается, что в школе есть программы для детей с особенностями развития?
– Вообще, у нас в школе две большие программы – у нас есть предпрофессиональное обучение, но на него предусмотрен творческий конкурс и серьёзная подготовка, и ребятам с особенностями будет достаточно сложно учиться по этой программе. Для этого обучения предполагаются определённые требования, ведь школа искусств – это многопрофильное учреждение, а не просто кружок. В обучение заложены серьёзные академические программы, зачёты, экзамены, и поэтому, именно по программе предпрофессиональной подготовки таким детям, возможно, будет сложно учиться. Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с особенностями меньше. Всё, конечно, очень индивидуально, но у нас есть общеразвивающие программы – они трёхгодичные, с более лёгкой адаптированной программой, и на них не требуется строгая зачётная система.
К тому же, мне кажется, всем не обязательно становиться профессиональными художниками, музыкантами – для нас это не самый главный показатель. Ведь у каждого ребёнка свой путь, своя дорога, если он пожелает связать свою жизнь с творчеством и стать профессионалом, то благодаря школе такие шансы у него есть. Но если же он учится для общего развития, то школа также даёт для этого возможность. Обучение в нашей школе предоставляет очень широкий спектр возможностей развития ребёнка: формируется эстетический вкус, расширяется кругозор, дети становятся более коммуникабельными, ведь, занимаясь творчеством с самого раннего возраста, они общаются друг с другом, выходят на академические концерты и выступают перед аудиторией, они не боятся публичности, не страшатся начать диалог со сверстниками, становятся более оптимистичными и более доброжелательными. Занятия в нашей школе развивают память, внимание, мелкую моторику, мы учим детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать – и это очень здорово. Я очень горжусь нашими выпускниками, за годы плодотворной работы школу окончили более 2000 человек, многие из них стали профессиональными художниками и музыкантами. В этом году у нас также четыре выпускника поступили в различные средние учебные заведения: Марина Носова (преподаватель Л.Г. Подрезова) поступила в музыкальный колледж в Дзержинске; Дмитрий Ганичев (преподаватель А. А. Жуков) поступил в Вологодский музыкальный колледж; Александра Поздеева (преподаватель О.Б. Кашинцева) и Алексей Семянников (преподаватель В.В. Кипреева) поступили в Архангельский музыкальный колледж; а моя бывшая выпускница Регина Аднобаева после окончания Архангельского музыкального колледжа поступила в Петрозаводскую консерваторию. Мне кажется, что эти дети демонстрируют искреннюю влюблённость в общее дело, которое они видели в нашей школе, и поэтому им хочется продолжить то, что они уже умеют делать на очень хорошем уровне.

– Может ли преподаватель увидеть, что ребёнок в последствии свяжет своё дело с искусством?
– Не могу сказать за всех, но я это практически чувствую с самого начала. Конечно же, бывает по-разному, ведь наша жизнь невероятно непредсказуемая. Бывает и такое, что ты видишь, что у ребёнка есть все способности, но он не хочет связывать свою судьбу с искусством. А бывают такие дети, которые приходят и больших надежд не подают, но потом они настолько развиваются, и благодаря своему трудолюбию, упорству и желанию творить – идут дальше, и из них получаются прекрасные педагоги, музыканты, художники.

– Получается, не всегда талант играет главенствующую роль и многое решает именно упорство?
– Да, я бы выбрала трудолюбие и упорство. Для меня эти два качества важнее, потому что талант – это настолько иллюзорная материя, что я очень аккуратно говорю, что ребёнок талантлив. Я больше использую слово «способности», и по ним ребёнка можно увидеть. Я думаю, что педагог всегда должен продолжаться в своих учениках – это моё личное убеждение, и я следую этому принципу всю жизнь. У меня очень много ребят, которые пошли по моим стопам, и я очень горжусь ими. Преподаватель должен внутренне заразить ребёнка, влюбить в это дело, и тогда даже не будет вставать вопрос – идти дальше или нет. И так как я считаю свою профессию одной из самых лучших профессий на свете, то всегда советую её всем своим ученикам. Понятно, что не все поступят, но внутренне хочется знать, что, когда ты уйдёшь, ты продолжишься в своих учениках и оставишь свой след.

– Но в педагогической профессии очень сложно получить тот результат, который ты хотел, не так ли?
– Да, конечно, бывают и разочарования, но я всегда говорю, что мы люди, а не роботы, и нам ничто не чуждо, у нас есть эмоции, чувства, а это самое ценное. Бывает, что иногда что-то складывается не так, как ты того хотел, но ни в коем случае нельзя это показывать ребёнку. Надо обязательно его поддержать, и в первую очередь проанализировать свою работу. Если где-то произошёл слом – тогда надо понять, что не получилось в ходе подготовки. Потому что это очень важный и кропотливый этап, и особенно в музыкальной сфере, у музыкантов каждое выступление неповторимо. У выступающего всегда только одна попытка и нет возможности что-то переделать, и для этой единственной попытки ты готовишься, порой, не один год. Наша школа считается одной из сильнейших в области, у нас очень много лауреатов и победителей различных конкурсов, начиная от школьного уровня и заканчивая международным. Мы постоянно и много участвуем в них. Только за прошлый учебный год в 29 конкурсах, фестивалях и выставках различного уровня защищали честь школы 336 участников! Из них158 стали победителями. Подготовка начинается заранее, бывает за год или даже два до конкурса. Мы подбираем произведения, репетируем и, конечно же, приглашаем преподавателей из колледжей и консерваторий, чтобы они давали мастер-классы нашим детям. Но для детей важен ведь не только конкурс, но и сама поездка – для них это своего рода приключение. Поэтому мы стараемся как можно больше выезжать за пределы района. И в этом нам помогают родители. Большое им спасибо за поддержку. Вообще я очень люблю конкурсы – эти эмоции, эту атмосферу ни с чем не сравнить. Не смотря на, возможно, чувство нервозности, ты находишься в состоянии повышенной работоспособности, движения – а движение – это жизнь. Ты идёшь к цели и если ты её преодолел, если ты вышел победителем, то у тебя вырастают крылья. Я помню все конкурсы своих учеников, помню это состояние, ведь ты волнуешься вместе с ними, проживаешь каждую эмоцию и каждую ноту. Думаю, что этот контакт очень важен для ребёнка, они знают, что их преподаватель всегда рядом.

– Марина Витальевна, как проходит обучение в школе, какие есть отделения и направления?
– В нашей школе есть два больших отделения – музыкальное и изобразительного искусства. На музыкальном отделении дети обучаются игре на фортепиано, синтезаторе, баяне, аккордеоне, балалайке, гармони, хоровому академическому и народному пению, на отделении изобразительного искусства – декоративно-прикладному творчеству, живописи, рисунку, станковой композиции, истории искусств, лепке.

– Чтобы начать учиться в школе, необходимо пройти вступительные испытания?
– Да, приёмная кампания у нас начинается с апреля, мы выставляем на официальном сайте школы и в группы в социальных сетях всю информацию о приёмной кампании, а в начале июня уже начинаются вступительные испытания. Если получается так, что мы понимаем, что можно принять ещё детей, то в августе объявляем дополнительный набор в группы. Чаще всего, в 99 % случаев детей приводят в школу родители, и очень редко бывает так, что дети хотят учиться сами, но такие бывают. Например, одна моя ученица, сама привела маму в пять лет и сказала, что она хочет «работать» на этом инструменте и указала на фортепиано. И это очень показательно, потому что в школе мы именно работаем, и это очень тяжёлый и ежедневный труд, к большому сожалению, не все родители это понимают. Поэтому мы всегда разговариваем с ними, рекомендуем, если это необходимо, изменить направление обучения, или проявить больше контроля, если мы видим, что у ребёнка есть хорошие задатки. У нас в школе есть отделение раннего эстетического развития и подготовительный класс, в который мы набираем детей с четырёх лет. Малыши могут посещать одновременно и изобразительное, и музыкальное отделения, потом происходит разделение в зависимости от интересов и способностей ребёнка. Тогда становится уже более понятно, к чему склонен ученик, и мы начинаем целенаправленное обучение. Если же получается так, что во время обучения ребёнок хочет сменить направление – мы переводим, и это не возбраняется.
Также мы говорим с родителями, что для того, чтобы обучаться в нашей школе, нужно осознавать значительную финансовую нагрузку, ведь в первую очередь, ребёнка нужно обеспечить собственным инструментом, если речь идёт о музыкальном направлении, или художественными материалами, если это отделение ИЗО. Школа, конечно, предоставляет инструменты напрокат, у нас есть такая возможность, но нужно понимать их состояние, ведь хорошие инструменты стоят очень дорого: от четырёхсот тысяч и выше, и мы не можем предоставить такие инструменты всем. Этот и любой диалог очень важен, ведь мы работаем в связке «педагог — ребёнок — родитель» и без контакта в этом тандеме ничего не получится. При этом хочется отметить, что с каждым годом таких осознанных родителей становится всё больше и больше. Мы ведём диалог не только с родителями, но и с детьми – с самого первого занятия мы договариваемся, и лично я на уроках всегда говорю, что мы здесь трудимся, и нужно прикладывать много усилий, чтобы добиться результата. Конечно, бывает так, что дети устают, тогда мы даём им возможность для отдыха даже во время учебного процесса. Допустим, если он очень много потрудился перед конкурсом, мероприятием, концертом, то я могу освободить его от пары уроков и дать передышку.

– Как педагоги подбирают музыкальные произведения в репертуар каждого ребёнка?
– Для этого преподавателю необходимо иметь, безусловно, огромный багаж знаний, и весь педагогический коллектив школы у нас находится в непрерывном творческом поиске, постоянно занимается самообразованием. Конечно, перед тем как пригласить ребёнка и выбрать ему репертуар, мы несколько дней, а то и недель ищем произведения под конкретных детей. Ведь труд педагога заключается не только в показе нотной грамоты и того, как правильно играть, нет, эта работа длится 24 часа и семь дней в неделю. В этом и есть ценность нашей профессии – мы никогда не стоим на месте и не устаём от рутины, ведь у нас постоянно меняются дети, репертуар, мы растём вместе с детьми. К тому же все преподаватели – концертирующие: кто-то играет в оркестре, либо аккомпанирует хорам, мы также очень любим собираться преподавателями в различные ансамбли и музицировать.

– Работа в школе постоянно кипит, но какие у вас есть планы или мечты на будущее?
– Я очень хочу, чтобы в нашем городе появилось новое здание школы искусств, с новыми красивыми большими кабинетами, холлами, рекреациями, с новым концертным и выставочным залом, чтобы мы занимались все вместе и художники, и музыканты. Чтобы мы нашей большой семьёй жили в одном здании и не были разделены, чтобы школа была оснащена новым оборудованием, инструментарием. Планов и идей очень много – хочется открывать новые отделения, например, театральное, отделение дизайна и архитектуры, современного искусства, гончарную мастерскую. На это, конечно же, нужно огромное финансирование, и, безусловно, кадры, потому что кадровая проблема всегда стояла и стоит очень остро. В том числе поэтому мы и ведём активную профориентационную работу, но получается так, что наши выпускники становятся настолько востребованными профессионалами, что их буквально «расхватывают» в другие города. Но мы верим, что наши выпускники к нам вернутся. Наш город развивается и становится лучше с каждым годом, и им будет, чем заняться. А мы всегда поможем, подскажем, поддержим. Всем ученикам и преподавателям школы хочется пожелать творческих побед, свершений и всегда двигаться вперёд к своей цели.

Татьяна Даценко
Благоустройство 30.04
ФКГС 2024
Конкурс губернаторских грантов
Пьяный водитель
ПОПУЛЯРНОЕ
Неделя
Месяц
Год

Модуль опросов не установлен.


75 лет Победы    Агропром    Актуально    Антикоррупция    Архангельск    Безопасность    Безопасность дорожного движения    Бизнес    Благоустройство    Бюджет    Власть    Вопрос-ответ    Выборы    Госуслуги    Губернатор    День Победы    Дороги    ЖКХ    Закон    Здоровье    Здравоохранение    История    Капремонт    Конкурсы    Конституция    Коронавирус    Культура    Леспром    Молодежь    Мусорная реформа    Назначения    Наука    Нацпроекты    НКО    Новости Кенозерского парка    Область    Образование    Общество    Официально    Перепись населения    Природа    Происшествия    Промышленность    Районы    Россрестр    Связь    Семья    Собрание депутатов    События    Соцзащита    Спорт    Строительство    Твои люди, Каргополье!    Торговля    ТОСы    Транспорт    Туризм    Экология    Экономика    Энергетика   
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.