02 мая, четверг
ТВОИ ЛЮДИ, КАРГОПОЛЬЕ!
18:32 / 08 августа 2023
250

Из Каргополя на Аляску: история России в судьбе Александра Баранова

В истории России было множество достойных личностей, которые навсегда останутся в памяти людей. Некоторым из них везло больше, и они рождались в благоприятных условиях – в богатых семьях, столичных городах, имели хороший старт в жизни. Другим же приходилось пробивать себе путь самостоятельно, опираясь только на собственные умения и силу воли. Свыше 250 лет назад в Каргополе родился один из самых знаменитых его жителей – человек, оставивший заметный след в истории двух разных государств и нескольких народов. Ему пришлось пройти непростой, но интересный путь от обычного купца до первого правителя Русской Америки.

Александр Баранов родился в купеческой семье, и в некоторых источниках упоминается, что он сам выражался о ней как о «посредственной», а в детстве был «предоставлен в воспитании одной почти природе». Наиболее изученным периодом его жизни, безусловно, является «американский», но и о «каргопольском» сохранилась некоторая информация. Известно, что в семье было четверо детей. Их обучали основам грамоты, вероятно, всё же давали базовое образование и достаточно рано вводили в курс семейных дел. Хотя о последнем судить достаточно сложно – возможно, такую инициативу проявил только Александр, вызвавшись помогать отцу в его работе. Однако уже с ранних лет юноша пытается заниматься «предпринимательством» самостоятельно, ведя торговлю в столице Российской империи, и, что самое главное, заводя знакомства с другими купцами, в том числе из Сибири – именно этот факт окажет огромное влияние на последующую жизнь Александра Андреевича.

Тем не менее личность, яркая настолько, что сумела проявиться из глубины северных лесов и оставить свой след в истории другого государства, неотделима от времени, в котором жила. Для понимания того, как Александр Баранов смог стать правителем Русской Аляски, каким образом он прошёл этот путь, необходимо углубиться в контекст эпохи, которая не просто была историческим фоном, но и напрямую влияла на действия и умы людей, и сделала уроженца Каргополя тем, кого помнят даже спустя столетия в самых разных уголках земли.

Политика, интересы и заманчивая выгода
Будущий правитель Русской Аляски родился и жил в середине и конце XVIII века – этот период, известный как эпоха дворцовых переворотов, отличался зачастую грандиозными победами во внешней политике, но при этом значительной нестабильностью во внутренней. В 1747 году – в год рождения Александра Андреевича – российским престолом владела императрица Елизавета, дочь Петра I. Елизавета Петровна с помощью гвардии смогла без сопротивления свергнуть малолетнего Ивана VI и его родителей-регентов и заточила всё семейство, за исключением самого мальчика, в Холмогорах. Сама императрица детей не имела, поэтому назначила преемником своего племянника, однако он продержался у власти всего шесть месяцев и тоже был свергнут, но уже своей женой Екатериной, ставшей вскоре Великой. После правил её сын Павел, однако и он не умер собственной смертью: его убили дворяне-заговорщики, сплотившиеся вокруг сына Александра – того самого Благословенного императора, сражавшегося с Наполеоном Бонапартом. Как можно судить, период – один из интереснейших, хотя, вероятнее всего, сами современники так не считали.

Каждый правитель, начиная с Петра I, стремился укреп­лять позиции России во внешней политике, присоединять и осваивать новые территории, которые должны были приносить материальные и людские ресурсы. Закономерными интересами в присоединении для империи были восточные территории – путешественники-первопроходцы, в том числе с подачи и при поддержке правителей, продвигались всё глубже в сибирские леса, почти к «краю мира» – тихоокеанскому побережью Азии. Ещё за сто лет до рождения Александра Баранова российские моряки, искавшие новые места для добычи рыбной кости, смогли переправиться с берегов Чукотки на острова Северной Америки. Этой экспедицией руководил Семён Дежнёв, и, благодаря ей, был впервые открыт пролив между Евразией и Америкой, впоследствии ставший более известным как Берингов пролив. Условно можно считать, что освоение Аляски началось именно тогда – в середине XVII века: существует предположение, что часть моряков из похода Дежнёва потерпела крушение и высадилась на североамериканских островах, где они основали поселение. До нас дошли свидетельства коренных жителей этих территорий о «бородатых голубоглазых людях, молящихся перед иконами». Они же рассказывали, что от этих людей можно было принести деревянную посуду, или рассмотреть их «железные огненные палки» – ружья, но подлинных археологических объектов, подтверждающих эти слова, пока не найдено.

Более масштабное освоение и заселение Аляски русскими первопроходцами начиналось с 1732 года – когда свидетельства о «новом» континенте были задокументированы и подтверждены. В последующие десятилетия всё больше русских промышленников и путешественников устремлялись к неизведанным берегам. Эти территории открывали новые возможности для русского пушного промысла: с богатых земель добывали бобров, соболей, лисиц и «морских выдр» – каланов. Охотились также и на морских котиков, в промысловых масштабах ловили рыбу. Добыча шла настолько ожесточённо, что тех же самых каланов, которые совсем не боялись человека, так как сами по себе невероятно дружелюбны, к началу XX века истребили практически полностью. Справедливости ради, стоит отметить, что к исчезновению этих животных причастны не только русские охотники, но и многие колонизаторы того времени из Англии, Японии, Соединённых штатов – за шкурки «морских выдр», например в Китае, платили значительные суммы, что естественно стимулировало охоту на них. В России самой известной модницей, носившей накидку из меха каланов, была Екатерина II.

Пересечение судеб
В Новый свет стремились в основном те русские, кто занимался «предпринимательством» в Сибири и других восточных территориях. Ещё со времён Ивана Грозного эти земли были обложены ясаком – налогом, чаще всего взимаемым в виде шкур лесных зверей. Как отмечалось ранее, мех тогда был невероятно ценен и покупался не только среди «своих»: некоторые исследователи говорят о том, что во многих странах, в том числе европейских, жители активно скупали меховую одежду, ведь в то время климат был заметно холоднее. Следовательно, на добыче и продаже пушнины можно было заработать целые состояния – чем и занимались особо предприимчивые граждане.Одним из ключевых городов, в которых процветал такой промысел, был Иркутск – после отмены монополии государства на заграничную торговлю мехами в нём стало усиленно развиваться купеческое дело. Увеличилось число купцов и промысловиков, что толкало их на поиски новых мест, богатых зверями. Так начали организовываться экспедиции всё дальше на восток – на Камчатку, Чукотку, Сахалин, Курилы и, наконец, Аляску.

Здесь же, в Иркутске, соединяются жизненные линии двух купцов — Александра Андреевича Баранова и Григория Ивановича Шелихова. Интересный факт: раньше считалось, что эти двое родились в один и тот же год, но по уточнённым данным Шелихов всё же оказался старше на пару лет. Григорий Иванович большую часть жизнь прожил в Сибири, где занимался пушной торговлей и сам снаряжал и участвовал в путешествиях к новым промысловым землям – его корабли с 1777 по конец 1780-х годов побывали у Курильских островов, Японии, исследовали Алеутский архипелаг и, наконец, достигли островов Аляски. Шелихов не был первым, кто высадился здесь – другие русские промышленники уже пытались наладить связь с этими территориями и даже основать поселения, но встретили ожесточённое сопротивление местных жителей. В это же время в центр пушной торговли, благодаря тому, что уже много лет он вёл дела с местными купцами, приезжает Александр Баранов. Практически сразу он начинает вести несколько предприятий и дел одновременно: известно, что он управлял пивоварней, продолжал торговать пушниной и поставлять её в другие города, приобрёл (по другим данным – создал совместно с другим купцом) стекольный завод и организовывал экспедиции на Камчатку. В некоторых источниках упоминается даже, что Баранов владел, в том числе, водочным заводом, а также небольшими мастерскими, в которых изготовлялись свечи.

Неизвестно, были ли знакомы Шелихов и Баранов в 1780-е годы, хоть они и были достаточно заметными людьми в Иркутске, но встреча их произошла в другом городе – в Охотске. В 1789 году Григорий оставляет все свои иркутские дела на жену, которая на самом деле была одной из первых женщин-предпринимательниц в России, вела его дела с невероятным успехом (именно благодаря ей впоследствии стало возможно создание Русской Аляски), и уезжает в Охотск. Александр же через год отправляется в торговую поезду в Якутию и проездом оказывается в Охотске. Здесь начинается сотрудничество двух купцов и путешественников – Шелихов оказывает Баранову поддержку и предлагает вступить в основанную ранее Северо-Восточную компанию. По сути своей, это было предприятие, которое стремилось закрепиться на островах Северной Америки, создать там поселения, чтобы добыча и поставка меха, костей животных и других ресурсов стали проще и выгоднее. Баранов принимает это предложение и в 1790 году становится главным управляющим уже имеющихся русских поселений на Аляске.

Бескорыстное рвение в службе Отечеству
Александр Андреевич приступил к работе с присущими ему рвением и целеустремлённостью, потратив значительное количество сил на первоначальное изучение и описание побережья Аляски, где были основаны первые русские форты, города и поселения. Около десяти лет он налаживает промысловые связи, увеличивая объёмы добываемой пушнины, взаимодействует с местным населением Аляски и островов – всё это он делает в составе Северо-Восточной компании, центр которой находился в Иркутске. Компанией управляла Наталья Шелихова (жена уже скончавшегося к этому времени Григория Ивановича), в ней состояло ещё два десятка купцов. К 1799 году денежный оборот этого предприятия, а также его связи и влияние увеличиваются в несколько раз, что в свою очередь привлекает внимание властей. В этот период на российском престоле восседает император Павел I, который в итоге подписывает указ о создании Российско-Американской компании – фактически, это было реорганизаций уже существующего предприятия, но теперь с государственными привилегиями и исключительными монопольными правами. Для властей такой шаг был оправдан и выгоден – территории становились официально подконтрольными, увеличивалось налого­обложение, сохранялись люди, которые сами проявляли инициативу в освоении этих далёких земель, и государству не требовалось слишком активно вмешиваться в процесс колонизации.

В составе новой компании Александр Баранов становится первым главным правителем Русской Америки, а её ключевой административный центр делится на три города – Иркутск, Санкт-Петербург и Ново-Архангельск. Последний становится одним из крупнейших русских поселений в Америке. Он существует до сих пор, только теперь под названием Ситка. При управленце Баранове здесь строятся дома, дороги, магазины и крепость губернатора. Но русских поселенцев со всех сторон окружают проблемы. Основное неудобство создавал слишком влажный климат, из-за которого дерево очень быстро сырело и гнило, срок его эксплуатации не превышал двух десятков лет. Множество крыс, отсутствие глины для создания кирпичей и, конечно же, коренное население – индейцы – со всем этим приходилось разбираться на месте и самостоятельно, потому что связь с цивилизацией была крайне затруднена.

Изучая биографию Александра Андреевича, можно встретить множество восторженных воспоминаний о нём, многие современники характеризовали его как честного и абсолютно лишённого корысти человека, который не ставил своей целью накопление богатств или укреп­ление собственной власти. Жил он относительно просто, и в городе Кадьяке до сих пор сохранился его дом – сейчас там располагаются магазин и музей, где можно познакомиться с различной утварью и предметами быта русских поселенцев. Известно, что у Баранова была вторая жена из индейского племени, у них было трое детей. Этот факт может свидетельствовать и об общей тенденции русской колонизации – чаще всего поселенцы стремились мирно взаимодействовать с коренными жителями и постепенно обращали их в православную веру и русскую культуру. Тем не менее, правление русских в Америке не было сугубо положительным: ещё сам Шелихов совместно с участниками своей экспедиции убил по разным оценкам до нескольких тысяч индейцев, которые оказали сопротивление иноземцам. Баранову же приходилось постоянно отбивать вооружённые нападения племён тлинкитов, которые пытались вернуть себе обратно территорию острова Ситки, где находились русские крепости и где было одно из самых богатых мест для пушного промысла. В войне с тлинкитами русские поселенцы одержали победу, полностью уничтожив всех проживающих в тех районах индейцев.

Как правитель всех русских территорий на Аляске, Александр Андреевич стремился сохранять уже имеющийся уровень духовности и образования у переселенцев и распространять своё просвещение на местных жителей, которые вступали в союзы с русскими. В колониях строились школы, где дети индейцев и колонизаторов обучались совместно, возводились часовни и церкви, приглашались православные миссионеры, которые обращали племена в православную веру. С подачи Баранова активно изучаются территории, составляются карты местности, развиваются, насколько это возможно, ремесло и сельское хозяйство – теперь и на Аляске эскимосы и индейцы выращивают свёклу и репу. Баранов налаживает международные контакты с Соединёнными Штатами Америки, Китаем, Японией; исправно несёт службу Родине, отправляет в Россию собранные ресурсы и деньги, почти 30 лет находясь на другом конце света.

Александр Андреевич отдаёт этим территориям всего себя, что, безусловно, начинает сказываться на его здоровье, в связи с чем он просит дать ему отставку – в первый раз её даже удовлетворяют, но человек, который должен был сменить его на этом посту, погибает по дороге. В возрасте 71 года Баранову всё же удаётся добиться собственного отстранения, при этом его здоровье постоянно ухудшается. В 1818 году он оставляет свою должность, но ему приказывают прибыть в Санкт-Петербург, чтобы окончательно снять с себя все полномочия и представить итоговые отчёты о работе. Подготовив необходимые бумаги, Александр Андреевич отправляется в своё последнее путешествие, но достичь России ему не удастся: из-за плохой погоды его состояние ухудшается, и он умирает на корабле, экипаж которого хоронит его по морскому обычаю – придав тело воде неподалёку от островов Индийского океана.

Так закончился путь человека, о котором до сих пор вспоминают люди двух континентов – улицы имени Баранова есть и на его родине в Каргополе, и в далёких суровых землях Аляски, которым он отдал значительную часть своей жизни. Острова и реки Северной Америки, музеи, магазины также названы в его честь – память о нём сохраняется и живёт. Не все однозначно оценивают действия Александра Андреевича, который прибегал порой к достаточно жёстким методам взаимодействия с коренными жителями. В правлении каждого исторического деятеля можно найти и пользу, и людскую трагедию, наш знаменитый земляк – не исключение. И все же память о нём жива, как жив и его завет – слова, высеченные на памятнике первому правителю Русской Аляски в Ситке: «Мы можем жить в мире и согласии в этом крае».

Татьяна Даценко

Похожие материалы

Благоустройство 30.04
ФКГС 2024
Конкурс губернаторских грантов
Пьяный водитель
ПОПУЛЯРНОЕ
Неделя
Месяц
Год

Модуль опросов не установлен.


75 лет Победы    Агропром    Актуально    Антикоррупция    Архангельск    Безопасность    Безопасность дорожного движения    Бизнес    Благоустройство    Бюджет    Власть    Вопрос-ответ    Выборы    Госуслуги    Губернатор    День Победы    Дороги    ЖКХ    Закон    Здоровье    Здравоохранение    История    Капремонт    Конкурсы    Конституция    Коронавирус    Культура    Леспром    Молодежь    Мусорная реформа    Назначения    Наука    Нацпроекты    НКО    Новости Кенозерского парка    Область    Образование    Общество    Официально    Перепись населения    Природа    Происшествия    Промышленность    Районы    Россрестр    Связь    Семья    Собрание депутатов    События    Соцзащита    Спорт    Строительство    Твои люди, Каргополье!    Торговля    ТОСы    Транспорт    Туризм    Экология    Экономика    Энергетика   
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.