«Билет в будущее»: о завтра думаем сегодня
Перед каждым школьником рано или поздно встаёт вопрос: кем стать после окончания общеобразовательного учреждения? Как не ошибиться с выбором будущей профессии?
Учащиеся средних и старших классов очень часто далеко не объективно оценивают, какая профессия подходит им с учётом особенностей личности. Зачастую есть разногласия в видении профессионального будущего у самого ребёнка и его родителей, имеются серьёзные затруднения с принятием решения. Часто это происходит из‑за того, что ученику профессия нравится, престижна, но есть опасения, а реально ли её «потянуть», так как она требует именно тех навыков или качеств, с которыми в данный момент на деле как раз больше всего сложностей.
Помочь определиться с выбором профессионального будущего — такова основная задача профориентационного проекта «Билет в будущее», который реализуется в Архангельской области. В этом учебном году его участниками стали школьники четырёх муниципальных образований Поморья. Каргопольский округ — один из них. Три общеобразовательных школы Каргополья стали активными участниками проекта: школа № 2, школа № 3 и Павловская СОШ.
Мы встретились с участниками проекта школы № 3 — педагогом-психологом Натальей Васильевной Русановой и её воспитанником, восьмиклассником Алексеем Семянниковым, чтобы из первых уст услышать мнение о проекте.
— «Билет в будущее» является частью масштабных программ национального проекта «Образование». Он даёт возможность ученикам 6–11 классов пройти специальное профориентационное тестирование, по итогам которого ребята могут попробовать своими руками различные профессии, посетив техникумы и колледжи, — рассказала о проекте Наталья Русанова. — Но главное — каждый школьник может получить индивидуальные рекомендации, которые учитывают самые различные нюансы и позволяют более детально подойти к выбору собственной образовательной траектории.
— Профориентация — это важнейшая функция современного образования, — отметила Наталья Васильевна. — Молодые люди должны знать о востребованных обществом профессиях, о том, как их освоить и чем в итоге они будут заниматься. В современном быстро меняющемся мире это особо важно, так как мир профессий меняется так же быстро, и молодым людям порой трудно сориентироваться и определиться со своим будущим.
— Наталья Васильевна, в каком возрасте лучше начинать разговор с ребёнком о выборе профессии?
— Чем раньше ребёнок начинает узнавать о мире профессий, тем лучше, тем больше шансов найти профессию по душе. Главное, чтобы представления о профессии были как можно глубже, с пониманием не только того, чем занимается специалист выбранной профессии, но и как её освоить, какой карьерный рост возможен и какие перспективы видятся в будущем. Чем больше подробностей, тем больше возможностей сделать выбор по душе.
Учителя школ также участвуют в проекте «Билет в будущее». Они проходят специальную подготовку, чтобы на качественно новом уровне помогать ученикам в непростом профессиональном выборе. Вместе с новыми компетенциями наставники получают и статус педагога-навигатора.
— Наталья Васильевна, чем были полезны такие обучающие курсы для вас?
— Курсы нам, педагогам-навигаторам, очень помогают. Организаторы обучения предлагают интересные видеоматериалы, лекции по актуальным сферам и темам, которые мы можем использовать в своей работе. Эти учебные материалы раскрывают актуальные направления в профориентационной работе: современный рынок труда, востребованность той или иной профессии, проектная деятельность и многое другое.
— На какие профессии ориентированы ваши ученики?
— Определились далеко не все ребята, даже в выпускных классах. Сферы деятельности, которые их интересуют, самые различные: военные профессии, дизайнерское искусство, ветеринария, IT-технологии и программирование. Есть ребята, которым нравится психология, педагогика, медицина. Но кем бы в будущем ни стали наши выпускники, хочется, чтобы они, получив диплом специалиста, возвращались в родные края, потому что молодые кадры очень нужны району.
— Родители учеников в курсе, что их дети участвуют в таком интересном проекте?
— Конечно. Мы заручились поддержкой родителей каждого нашего участника. Все мамы и папы знают, чем будет заниматься их ребёнок на профориентационных мероприятиях.
Как чувствует себя в проекте будущий выпускник школы, мы расспросили Алексея Семянникова.
— Считаю, что нужно заранее попробовать ту или иную профессию, чтобы понять, какими компетенциями нужно владеть и в соответствии с этим выстраивать свою индивидуальную профессиональную траекторию, — подчеркнул Алексей. — Современным школьникам тяжело выбрать свою будущую профессию, а благодаря этому проекту мы сможем понять, чего хотим, что нам необходимо для этого сделать: участвовать в олимпиадах по определённым предметам и в профессиональных пробах для овладения необходимыми умениями и для правильной оценки своих возможностей.
Для себя Алексей выбор уже практически сделал: связать свою жизнь с музыкой.
— Я несколько лет учусь в музыкальной школе, поэтому музыка стала неотъемлемой частью моей жизни. К тому же мои папа и дедушка также имеют музыкальное образование. Музыка — это наше семейное увлечение, хобби.
— Алёша, а чем для тебя интересен этот проект?
— Считаю, что он поможет мне лучше познать самого себя: кто я такой, что в жизни меня больше всего интересует, где я могу быть полезен?
Семья во всём поддерживает Алексея.
— Вопрос выбора будущей профессии сына у нас в семье обсуждается постоянно, — делятся в беседе его родители Виктор Александрович и Ольга Николаевна. — Он у нас очень разносторонний, креативный молодой человек и, как и многие в его возрасте, ещё не может с уверенностью сказать: вот это направление деятельности, эта профессия — это и есть самое важное для меня. Поэтому участие в проекте считаем настоящей находкой для нас. Тестирования и другие мероприятия помогут Алёше выявить его скрытые возможности, а значит, к выбору будущей профессии он подойдёт уже более осознанно. До окончания девятого класса у нас есть ещё почти два года в запасе, поэтому будем и дальше участвовать в проекте. Для себя мы определили главное: сформировать и поддерживать интерес ребёнка к выбору профессии, поощрять его стремления, создать условия для развития своих талантов. Но ни в коем случае не ограничивать Алексея в стремлении познать мир профессий.
Татьяна ОВЧИННИКОВА.