03 мая, пятница
МОЛОДЕЖЬ
11:57 / 23 апреля 2024
46

Чем и как питаются школьники

12 апреля в Доме детского творчества состоялось районное родительское собрание, тема которого была обозначена как «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок». Участниками собрания стали более пятидесяти человек.

Среди них – родители (законные представители) обучающихся, председатели общешкольных родительских комитетов, управляющие советов школ, руководители и педагоги из всех общеобразовательных организаций Каргопольского округа. В качестве выступающих были приглашены специалисты Управления образования, районных органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, сотрудник прокуратуры и врач-педиатр Каргопольской ЦРБ.

В рамках обсуждаемой повестки собрания присутствующие рассмотрели два блока вопросов, которые касались организации школьного питания и профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних.

Открыла мероприятие главный специалист Управления образования администрации Каргопольского округа Наталья Кузнецова. В приведённых Натальей Валентиновной статистических данных указывалось сколько в округе работает общеобразовательных организаций и как в их столовых и буфетах организовано горячее питание обучающихся.

В представленной информации было указано, что в 13 школах обучается 2032 ребёнка, из них горячее питание получают 1466 детей, 272 покупают только буфетную продукцию, 294 человека не едят в школе. Специалист привела также среднюю по округу стоимость школьного питания: для завтрака она составляет 41 рубль. Цена обеда варьируется в зависимости от того, как финансируется работа столовых. Если они получают средства из муниципального бюджета, то обед стоит в среднем 96 рублей, если обслуживаются индивидуальными предпринимателями – 125 рублей.

Мнение детей и родителей
Докладчик сообщила, что в начале текущего учебного года в Каргопольском округе было проведено анкетирование среди обучающихся и родителей, в котором их спрашивали о том, как они оценивают организацию питания в школах, качество приготовленной еды и санитарное состояние столовых или буфетов. Всего в опросе приняло участие 1213 подростков 5–11 классов и 1135 родителей (законных представителей). Как пояснила специалист, в анкетировании не участвовали дети, обучающиеся в начальных классах, так как все они получают горячее питание.

Интересно, что на некоторые вопросы, дети и родители отвечали по-разному. Так, например, на вопрос «Как ты (Ваш ребёнок) питаешься в школе?» 25 % родителей указали, что их дети завтракают в школе, в то время как только 5 % подростков ответили также. Наиболее заметные различия проявились также в том, что 25 % родителей и 7 % обучающихся указали, что ребята в школе «завтракают и обедают»; 30 % родителей и 38 % детей отметили, что их ребёнок или они сами покупают буфетную продукцию.

«Таким образом, родители чаще подчёркивают, что их дети получают в школе горячее питание, тогда как сами подростки отдают предпочтение буфетной продукции. Возможно, это связано с тем, что родители не всегда могут проконтролировать расход денежных средств на питание своих детей. Поэтому у них создаётся иллюзия относительно того, что дети покупают горячие завтраки или обеды, тогда как сами подростки приобретают пирожки или пиццы в школьных столовых, буфетах», – прокомментировала результаты опроса Наталья Кузнецова.

Во втором вопросе подростков и их родителей просили оценить качество питания в школе: в большинстве случаев было указано, что оно оценивается как «хорошо» (45 % детей и 42 % родителей) и «отлично» (14 % детей и родителей). «Удовлетворительно» питание оценили 18 % детей и 29 % родителей. Докладчик обратила внимание на то, что вариант «затрудняюсь ответить» выбрало большое количество опрошенных – 19 % детей и 14 % родителей.

Участников анкетирования также просили указать, что им не нравится в организации школьного питания. Чаще всего дети и родители отмечали, что определённые проблемы возникают из-за суматохи и очередей во время перемен, когда школьники приходят обедать или завтракать, из-за чего они могут не успеть поесть. Значительное число опрошенных отвечали, что в столовых подаются однообразные блюда, повторяющиеся изо дня в день, а из-за маленького размера порций дети не наедаются. Родители чаще, чем дети, указывали, что в организованном питании нет возможности выбора, мало фруктов и сладких блюд, еда не редко подаётся остывшей. При этом в большинстве своём и подростки, и родители, отмечали, что в целом они считают питание в школе здоровым и полноценным – так ответило 38 % и 35 % соответственно. «Затруднились ответить» 39 % и 44 %, не согласные с этим утверждением оказались 23 % детей и 21 % родителей.
Для родителей был подготовлен отдельный вопрос: «Что для Вас представляется наиболее важным в совершенствовании системы школьного питания?». Значительное число опрошенных – 49 % – ответили, что важна возможность выбора того блюда, которое нравится ребёнку. Другими популярными ответами стали указания на то, что блюда должны быть разнообразные, полезные, красиво оформленные, а их порции должны быть больше или меньше по желанию ребёнка. 35 % родителей отметили, что для совершенствования системы важно предоставить возможность детям самим выбирать время для приёма пищи.

«Забота о здоровом рационе – важная задача, которая стоит перед образовательной организацией. Важным фактором в обеспечении безопасности школьного питания является организация родительского контроля. Вот и представителями районного совета родителей в апреле месяце были спланированы выходы в ряд общеобразовательных организаций в части контрольных мероприятий по обеспечению обучающихся горячим питанием», – резюмировала Наталья Кузнецова.

Родительский контроль
Следующей выступила председатель районного Совета родителей Мария Гаева, которая рассказала об итогах проведённого родительского контроля. Мария Александровна уточнила, что необходимо разделять «качество питания» и то, как оно организовано.

«Мы не уполномочены осуществлять такую деятельность и проверять насколько качественные блюда подаются в столовых – этим занимаются специальные органы […], но здесь нужно понимать, что мы все разные люди и это нормально, что кому-то нравятся одни продукты питания, кому-то другие. […] И во время выходов в образовательные учреждения, мы стали свидетелями именно того, как по-разному дети реагируют и оценивают одно и тоже блюдо», – отметила докладчик.

В качестве примера, она привела ситуацию, свидетелями которой стали представители Совета родителей во время посещения одной из школ. Так, во время обеда, ученикам одного класса было подано одно блюдо: один из ребят практически к нему не притронулся, другой же напротив, съел его «за считанные минуты». Из-за субъективной стороны оценки качества больше внимания было уделено именно процессу организации питания школьников.

Мария Александровна рассказала, что во время посещения школ заведующей одной из столовых был задан вопрос о том, могут ли дети, у которых есть пищевые аллергии на каки-либо продукты или другие ограничения в питании, заменить свой обед. На что был получен ответ, что такая возможность предусмотрена, работники столовой знают таких ребят, и последним достаточно сообщить о том, что им что-то нельзя есть, и блюдо будет заменено.

Докладчик отметила, что во время посещения столовых, родители обратили внимание на то, что в некоторых школах дети приходят питаться самостоятельно и этот процесс не контролирует классный руководитель. При этом председатель Совета родителей уточнила, что формирование правильной культуры питания должно формироваться в семье.

«И мы все прекрасно знаем, что, к сожалению, большинство родителей сейчас с раннего возраста детей начинают приобретать им чипсы, сухарики, вредную продукцию. Тем самым их рецепторы изменяются, и когда они приходят в систему образования, [возникает] проблема накормить таких детей, так как они привыкли к пище с усилителями вкуса, пищевыми добавками, и обычная еда им кажется пресной. Это большая проблема, – сообщила Мария Гаева. – И если этому ребёнку родитель дал деньги, чтобы он организованно питался в школе, то этот ребёнок пойдёт в соседний магазин и купит себе упаковку чипсов или сухариков, но не пойдёт в школьную столовую. […] И здесь нужно работать совместно и классным руководителям, и родителям. И классным руководителям [нужно] осуществлять контроль в плане доведения этой информации, в системе, до родителей: кто, пофамильно из детей питается в классе, чтобы родители знали. Потому что вы видели анкетирование – большой разброс [в ответах]. Получается, родители верят своим детям, они дают им деньги на питание, а по факту ребёнок не питается в школе. И отсюда [возникает] вопрос: куда эти деньги тратит ребёнок».

Касаемо организации питания, Мария Александровна сообщила, что во всех школах, в которых проводилась проверка районным Советом родителей, есть меню, указывается режим работы и составляется график посещения классов, который соблюдается.

Докладчик прокомментировала результаты анкетирования по вопросу разнообразия блюд в школьных столовых. Так, в некоторых образовательных организациях у подростков есть возможность выбора своего обеда или завтрака из нескольких блюд: например, предлагается один гарнир и несколько вариантов мясного блюда – котлета, отбивная или гуляш. В других школах, где питание организовано по принципу комплексного обеда, ­обучающиеся могут выбрать из утверждённого меню – салата, первого и второго – что-то одно или комбинировать, но только в рамках представленных блюд. «Когда мы приходили [в столовые], где питание организовано таким образом, и спрашивали у детей, какие у них есть замечания, то почти все дети единодушно говорили, что [питание] единообразно, меню повторяется, выбора особо нет», – объяснила выступающая.

Мария Гаева также сообщила, что во время бесед с подростками о том, что их устраивает или, наоборот, что им не нравится в школьном питании, дети редко говорили, что блюда, подающиеся в столовой невкусные. Школьников спрашивали и о том, интересуются ли их родители тем, что они едят в школе, питаются ли они вообще – на что, чаще всего, дети отвечали «нет».
«Этот факт, конечно, насторожил. […] И это не единичный, это массовый ответ детей, к сожалению. […] И отсюда мы поняли, почему такое разногласие в ответах [на вопросы анкеты] между детьми и родителями. По факту, получается, большинство родителей не знают, что кушают дети, как кушают, и вообще кушают ли они в школе», – резюмировала Мария Александровна.
В завершении своего выступления, докладчик рассказала и о «самом большом разочаровании», которое ожидало членов Совета во время проверок, напрямую связанном с организацией именного горячего питания подростков.

«Причём, это разочарование было во всех образовательных учреждениях, куда мы вышли, и, поняв эту ситуацию, у нас нашёлся наш ответ на некоторые ответы детей из анкетирования. Мы пришли в столовую за десять минут до момента подачи звонка, который подаётся строго по расписанию. […] И за десять минут […] в столовых уже были накрыты столы – о каком горячем питании мы можем вести речь?», – спросила Мария Александровна, уточнив, что школьникам ещё нужно некоторое время, чтобы дойти до столовой, и их также могут задержать после звонка на несколько минут.

«И мы подошли к ребёнку – у него было «второе», девочка съела всего несколько вилок и отставила в сторону. Её спросили, почему она не ест – девочка не сказала, что «не вкусно», она сказала, что всё холодное. И отсюда возникает проблема – как мы будем этих детей приглашать в столовую? Она сходит один раз – поест холодное, второй, и больше не придёт или перейдёт на салаты, – предположила докладчик. – В большинстве своём дети берут холодные закуски или буфетную продукцию».

Выступающая также отметила, что существуют стандарты подачи горячих блюд, и, возможно, изменить сложившуюся ситуацию поможет корректировка работы школьных столовых, чтобы еда накрывалась на столы непосредственно перед приходом обучающихся. «Я считаю, что руководителям образовательных учреждений нужно взять под особый контроль именно выдачу горячих блюд детям», – резюмировала Мария Александровна.

Не только про питание
Далее на собрании выступила врач-педиатр Каргопольской ЦРБ Ангелина Бутина, которая рассказала о том, как можно формировать культуру здорового питания в детском возрасте, и об основных принципах правильного и рационального потребления.

В продолжение темы питания школьников начальник Управления образования администрации округа Татьяна Попова сообщила присутствующим, что со следующего учебного года в начальных (первых-четвёртых) классах школ будет введено единое витаминизированное меню с добавлением водорослей. Их будут доставлять во все образовательные организации области в сухом виде. Татьяна Юрьевна уточнила, что апробация этого меню уже проходит в одной из школ города Архангельска, и на его счёт получают хорошие отзывы. «Я сама лично пробовала – водоросли не чувствуются совсем», – рассказала начальник Управления.

Во второй части районного родительского собрания присутствующие обсудили ряд вопросов, касающиеся профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних. Так, Наталья Кузнецова рассказала о мерах, направленных на повышение эффективности деятельности по профилактике потребления и распространения наркотических и психотропных веществ. Также Наталья Валентиновна сообщила о результатах социально-психологического тестирования обучающихся в 2023–24 учебном году, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических и психотропных веществ.

С докладом об активизации мер родительского контроля по профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних выступила заместитель председателя территориальной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Татьяна Журавлёва.

В числе других докладов, перед собравшимися выступила помощник прокурора Каргопольского округа Марина Пономарёва, осветившая вопрос «Об обеспечении антитеррористической безопасности несовершеннолетних». В своём сообщении Марина Сергеевна рассказала о работе прокуратуры, направленной на исключение случаев террористической опасности, предпринятых мерах и выявленных нарушениях в этой области правопорядка.

После того, как все вопросы, представленные на повестке дня, были заслушаны, участникам родительского собрания была дана возможность обсудить интересующие их моменты со специалистами и докладчиками. В завершение был представлен проект решений по итогам мероприятия.

Татьяна Даценко

Похожие материалы

Благоустройство 30.04
ФКГС 2024
Конкурс губернаторских грантов
Пьяный водитель
ПОПУЛЯРНОЕ
Неделя
Месяц
Год

Модуль опросов не установлен.


75 лет Победы    Агропром    Актуально    Антикоррупция    Архангельск    Безопасность    Безопасность дорожного движения    Бизнес    Благоустройство    Бюджет    Власть    Вопрос-ответ    Выборы    Госуслуги    Губернатор    День Победы    Дороги    ЖКХ    Закон    Здоровье    Здравоохранение    История    Капремонт    Конкурсы    Конституция    Коронавирус    Культура    Леспром    Молодежь    Мусорная реформа    Назначения    Наука    Нацпроекты    НКО    Новости Кенозерского парка    Область    Образование    Общество    Официально    Перепись населения    Природа    Происшествия    Промышленность    Районы    Россрестр    Связь    Семья    Собрание депутатов    События    Соцзащита    Спорт    Строительство    Твои люди, Каргополье!    Торговля    ТОСы    Транспорт    Туризм    Экология    Экономика    Энергетика   
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.