Главное – заинтересовать детей
Героиней нашей рубрики, в которой мы рассказываем об особенностях различных профессий, в этот раз стала инструктор по физической культуре детского сада «Ромашка», структурного подразделения МОУ «Павловская СШ» Наталья Ажгибкова.
– Наталья Александровна, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в эту профессию?
– После десятого класса я поступила в Архангельское педагогическое училище, как тогда оно называлось, по специальности «воспитатель». Во время моей учёбы ещё не было отдельного направления подготовки инструкторов по физической культуре. После окончания я десять лет работала воспитателем в детском саду в одной из деревень Каргопольского округа, а позже переехала в город, прошла профессиональную переквалификацию и вот уже более двадцати лет работают в «Ромашке».
– Как проходит ваша трудовая деятельность?
– Мой рабочий день начинается с утра: занятия по физической культуре являются образовательной деятельностью и включены в расписания всех групп. В начале дня дети (по очерёдности, которая зависит от возраста) приходят ко мне на зарядки, потом, в соответствии с расписанием, проводится образовательная деятельность. В работе с воспитанниками младшего возраста используется больше игровых форм, даже стихи и сказки, ведь детей нужно заинтересовать, чтобы они вовлеклись в занятие. Старшие группы уже лучше умеют слушать и реагировать на поставленные задания или команды, но и с ними иногда приходится применять сюжетные приёмы и художественное слово для вызова интереса. Если говорить про конкретные примеры, то однажды я проводила театрализованное занятие «Город мячей». Подготовила презентацию, с помощью которой мы словно совершали путешествие по городским улицам, на каждой из которых нас ждал какой-либо мяч. Ребята также могли взаимодействовать с реальными мячами разных размеров, материалов, лёгкими и тяжёлыми в игровом формате, узнать об их применении.
Сами занятия строятся по определённой схеме, если говорить о разминке, то она стандартная – общеразвивающие упражнения для всех частей тела, после разминки упражняемся в основных видах движений, далее мы играем в подвижные игры. И в заключительную часть занятия входят игры малой подвижности, упражнения на релаксацию. С ребятами мы не занимаемся какими-то определёнными видами спорта, а выполняем игровые упражнения, учимся, например, правильно вести мяч рукой или клюшкой, забрасывать его в корзину. То есть происходит изучение отдельных спортивных элементов. На занятиях используем традиционный спортивный инвентарь – скакалки, обручи, наклонные доски, мячи и другое.
Я также веду программу дополнительного образования по степ-аэробике, которой занимаются девочки старшего возраста. Видно, что им интересно, несложно, и ходят они на занятия с удовольствием. Такой вид аэробики предполагает выполнение упражнений в ходьбе под ритмичную музыку с использованием специальной степ-платформы (их нам сделали родители наших воспитанников несколько лет назад).
Также у нас сейчас разрабатывается программа по работе с детьми с использованием ростового конструктора «Соты». Он был закуплен по проекту «Через движение к доверию», который победил в конкурсе «Спорт для всех», организованного благотворительным фондом Владимира Потанина.
Этот игровой набор – современная модель уличного мобильного комплекса. Он состоит из деревянных лесенок-стремянок с платформой наверху, трапов-досок и усечённых шаров-октаэдров из очень прочного пластика. Деталей много, и у них нет конкретного цвета, поэтому ребята могут создавать из них любые конструкции, фантазировать, играть, например, в пожарных, строить корабли. Этот конструктор очень помогает мне в работе: у каждой группы раз в неделю есть занятие на улице, и мы активно его используем. У детей развиваются творческие способности, фантазия, воображение, двигательные навыки; из этих деталей можно создать полосу препятствий для прохождения. С этим конструктором могут заниматься и взрослые – он выдерживает достаточно большой вес, а если использовать все его элементы, то на улице может играть группа из 25 человек.
Регулярно проводятся различные спортивные состязания: «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», спортивные праздники и развлечения. В таких мероприятиях дети участвуют активно, при этом всегда стараюсь выбирать тех, кто хочет сам, но в первую очередь должно быть разрешение врача – без него никуда. Вообще дети у нас достаточно «загружены» и участвуют во множестве разных конкурсов, не только спортивной направленности.
– Занятия физической культурой достаточно травмоопасны. Происходили ли какие-либо непредвиденные ситуации?
– Нет, таких случаев не было. Когда ребята выполняют упражнения, например, ходьбу по скамейке или залезают на лестницу-стремянку – страхую их. Также вместе с группами на занятия приходит воспитатель и помогает следить за обстановкой, соблюдением техники безопасности, потому что даже простые игры могут быть травмоопасными.
– Что можно считать самым трудным в вашей работе?
– Трудности, наверное, были в самом начале, когда я только приступила к работе, и были связаны, в основном, с организацией занятий. Сейчас уже, с опытом, стало легче. Иногда приходится «уносить» работу домой, но какой педагог так не делает? Это, конечно, подготовка и организация различных спортивных праздников, соревнований. Также с годами пришёл опыт взаимодействия с детьми, и теперь, когда вхожу в зал, сразу чувствую группу, вижу, какой ребёнок пришёл в хорошем настроении, а какой – в плохом. Вовлечение таких детей в занятие всегда строится на индивидуальном подходе, тесном общении и доверительном отношении. Трудностью можно считать, наверное, то, что у нас нет отдельного зала для занятий физической подготовкой. Но это, по всей видимости, проблема для многих зданий такой типовой постройки. Если у нас было бы такое помещение – можно работу развернуть намного шире.
– Что вам больше всего нравится в вашей профессии?
– Сама работа с детьми, общение с ними. Ведь это очень интересно, а сами ребята – очень хорошие мотиваторы. Конечно, иногда появляется усталость, но она очень быстро проходит, особенно с опытом, а сама работа становится неотрывной частью жизни.
– Какими качествами должен обладать тот, кто решит получить такую профессию?
– Нужно быть творческим человеком, целеустремлённым, работа должна нравиться и, конечно, необходимо любить детей, ведь если нет последнего, то в любой педагогической профессии будет сложно.
Екатерина Смирнова