Все работы хороши
Героиней нашей рубрики о профессиях в этот раз стала воспитатель детского сада №5 «Росинка» города Каргополя Татьяна Александровна Симонова.
– Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как вы пришли в профессию? Думали ли о том, чтобы стать воспитателем в детстве?– Я родилась в Архангельске, но, когда мне было два года, родителей направили работать после учёбы в Каргополь – так мы переехали. В детстве я сначала хотела быть артисткой, спортсменкой, а потом – воспитателем детского сада. Окончив школу, я поступила в Каргопольское педагогическое училище, затем один год работала учителем начальных классов в Чекуевской средней школе Онежского района. Потом вернулась в Каргополь, 14 лет работала воспитателем в детском доме, уволилась и думала, что в педагогику больше не вернусь. Прошло около трёх месяцев и мне предложили устроиться на работу в детский сад. И с 2005 года я работаю в «Росинке».
– Есть ли среди ваших родственников или знакомых, люди, работающие в этой сфере?
– Я педагог в третьем поколении: моя бабушка была преподавателем математики, отец – учителем физической культуры.
– Как бы вы описали свой рабочий день? С чего начинаете и чем заканчиваете его? Какой у вас режим труда?
– Профессия воспитателя очень ответственная, требующая терпения и внимания, творческой инициативы, умения организовать. К каждому дню нужно готовиться, планировать, как он пройдёт, составлять занятия, подбирать атрибуты, наглядность и так далее, не смотря на большой педагогический опыт, потому что за годы работы многое меняется. Когда я только устроилась в детский сад, я очень уставала. На предыдущем месте работы – в детском доме – у нас был пятичасовой рабочий день, шесть дней в неделю. Здесь же график чередовался: выходила в первую половину дня, во вторую и на целый день. Последнее было самым сложным – работа с половины восьмого утра до шести вечера, всё время с детьми, перерывов как таковых не было. К тому же у меня поменялась специфика деятельности. Занятие проведёшь, поиграешь с детьми, почитаешь вместе с ними – нужно было постоянно их чем-то занимать, поэтому в первое время было сложно, в том числе, из-за большой наполняемости групп (в некоторых было по 28 человек и больше). Готовилась к занятиям дома, на тихом часу подготавливала наглядные материалы. Со временем привыкла, накопилась методическая база, и стало намного легче, за целый день с детьми наполняешься их энергией, силами. Рабочий день соответствует режиму в детском саду. В первой половине дня у детей практически нет свободного времени: приём, зарядка, завтрак, с девяти утра идёт образовательная деятельность – занятия, затем прогулка, обед, тихий час. Если кого-то привели пораньше, он может самостоятельно поиграть в тематических уголках, в настольные игры, воспитатель может позаниматься с ним индивидуально. Также некоторые дети ходят на занятия с логопедом или психологом. У старших дошкольников во второй половине дня могут быть различные кружки. Дети привыкают к режиму дня, нюансам, тому, что, например, обязательно нужно соблюдать гигиенические процедуры перед приёмом пищи, но воспитатель всё равно контролирует весь процесс у каждого ребёнка. Если кто-то не помыл руки – напоминаем об этом, или используем маленькие хитрости, если видим, что ребёнок ничего не ест во время приёма пищи. Перед тихим часом мы обязательно читаем детям сказку – они её очень ждут, и, если случается так, что мы не успеваем это сделать (что бывает, конечно, редко) и сразу переходим ко сну – расстраиваются. В детском саду мы уделяем внимание развитию мелкой моторики: работаем с прописями, штриховкой, мозаикой, шнуровками, раскрасками, лепим и так далее. Знакомим детей со звуками, их правильным произношением. Учим считать, сравнивать величины и многому другому. Чем старше группа – тем занятия становятся сложнее и длиннее, особенно в подготовительной к школе группе. Раньше даже практиковалось то, что воспитанники детского сада приходили на урок к ученикам первого класса и наравне с ними отвечали на вопросы, выполняли задания, потому что во многом в начале года проходимый материал пересекается. В течение дня мы проводим с детьми пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения, гимнастику для глаз, физкультминутки, используем фольклор, экспериментируем, обсуждаем проблемные ситуации. Скучать некогда! Но самое важное – развивать личность и способности ребёнка, научить его жить в коллективе.
– Что можно считать самым трудным в вашей работе?
– Может быть трудным найти к каждому ребёнку свой индивидуальный подход, ведь каждый из них личность, со своим характером, установками, привычками. Поэтому нужно постоянно совершенствоваться, повышать квалификацию, проходить обучающие курсы. Касаемо последнего – мне нравится посещать их очно, особенно ходить в другие детские сады для обмена опытом, находить то, что можно будет привнести и использовать в своей работе. Также в профессиональной деятельности присутствует много работы с документацией, которая отнимает много времени.
– Что вам больше всего нравится в вашей профессии, что больше всего цените в своей работе?
– Наверное, то, как дети встречают меня после выходного. Иногда кажется, что я им надоела, ведь я ежедневно с ними, но потом видишь, как они радостно бегут навстречу, и думаешь: нет, рады и ждали. Очень ценно ежедневное общение, которого на самом деле очень много; детская непосредственность – ведь не только мы, воспитатели, что-то даём ребятам, но и они нам открывают что-то новое, отдают много своей энергии. Мы даже говорим, что, работая с дошкольниками, мы сами остаёмся детьми, сохраняем молодость души. А ещё я каждый день бываю на свежем воздухе – такое ведь не в каждой профессии есть. К тому же в работе происходит много забавных, смешных случаев, ведь дети сейчас более раскрепощённые, эмоциональные, информированные, рассудительные. Они часто делятся своими переживаниями, эмоциями, и мы, воспитатели, выполняем для них сразу несколько ролей – мы наставники, товарищи по игре, близкие люди, которые могут выслушать, пожалеть, если нужно. Также очень ценно то, как ведут себя мои выпускники – уже взрослые ребята, ученики старших классов, когда мы встречаемся. Они не забывают, говорят, как хотят обратно в садик, где им было хорошо.
– Высок ли спрос на специалистов такого профиля?
– У нас в саду, например, требуются специалисты. И я знаю, что в некоторых городах воспитатели не очень охотно идут в учреждения, потому не все могут работать с детьми. Некоторые могут быть не готовы к шуму или, например, работе с родителями, высокой ответственности.
– Знаете ли вы, где сейчас готовят специалистов этого профиля?
– В нашем Каргопольском педагогическом колледже, САФУ в Архангельске.
– Какими качествами должен обладать человек, решивший получить такую профессию?
– Он должен быть готов овладеть знаниями в области педагогики, психологии, методики работы с детьми – без этого никак, иметь много терпения, и, конечно, важно, чтобы он хотел работать с людьми – не только с детьми, но и их родителями, коллегами, быть внимательным, интеллигентным и доброжелательным. Также, чтобы быть воспитателем, нужно быть творческим и готовым участвовать в различных конкурсах, как самому, так и с детьми.
Екатерина Смирнова