11 октября, пятница
КУЛЬТУРА
11:05 / 18 сентября 2023
132

Работаем ради детей

Руководители каргопольской музыкальной студии «Вечная молодость» рассказали о том, кого можно научить музыке. Большинство центров дополнительного образования в Каргополе ориентируется на развитие творческих способностей детей и подростков, и совсем немного тех, кто предоставляет свои услуги взрослым. Одним из таких учреждений является музыкальная студия «Вечная молодость», которая работает на базе развлекательного центра «Шоколад». Её создатели Иван Согрин и Денис Первышин поделились с «Каргопольем» историей своего музыкального пути, принципами работы, мыслями о воспитательной функции рок-музыки для детей и идеей того, что в маленьком городе все центры культуры работают вместе и с одной целью.

– Иван Александрович, Денис Григорьевич, не могли бы вы рассказать, про ваш профессиональный путь, и как у вас вообще появилась идея создать собственную музыкальную студию?
Иван Согрин: Дело в том, что мы оба родились в Каргополе, и мы всегда были связаны с педагогикой даже в семье – у Дениса полная семья педагогов, у меня – мама педагог. У нас, конечно, разный путь, на самом деле… учились в Архангельске…
Денис Первышин: Всё же, начать нужно с того, что мы познакомились в нашей музыкальной школе №11, учились вместе со второго класса у одного педагога Олега Михайловича Пантелеева, который нас познакомил с эстрадными инструментами. Изначально мы занимались по классу баяна, а Олег Михайлович нас познакомил и показал другие инструменты. Сначала мы ходили к нему на гитару факультативно, а потом он спросил: не хотели бы мы поиграть в ансамбле? Так мы начали заниматься вместе, потом принимали участие в третьем по счёту «Джеме» – нашем знаменитом рок-фестивале. Я помню, что выступали где-то до десятого «Джема». Потом был перерыв на время учёбы в институте, службы в армии. После пятилетнего отсутствия мы вернулись в город – и вот уже отсюда можно начинать нашу историю.
Иван: Вообще, у нас вся жизнь связана с музыкой, я, например, играл в армии в оркестре, а попал туда благодаря тому, что я мультиинструменталист. Нас тогда всех собрали, кто хоть что-то умел играть, а я был в себе настолько уверен, что просто сел в зале на стул. Сижу, жду, меня спрашивают: «На чём умеешь играть?». Я отвечаю: «А на чём надо?» Все были, конечно, в шоке. Была полная сцена эстрадных инструментов, и я говорю: «Вы покажите, на чём надо, и я на этом сыграю». Меня спросили: «Может, ты ещё и поешь?». Я ответил: «Пою!», и мне сказали, чтобы я никуда не уходил.
Денис: Да, у меня тоже вся жизнь связана с музыкой, вот есть же такая присказка, что в каждой компании есть гитарист, так вот я был тем самым гитаристом в любой компании. Везде параллельно занимались музыкой, когда ещё жили в Каргополе, были самыми молодыми диджеями. Раньше в здании, где сейчас строится театр, был Дом Культуры, там проходили дискотеки, и благодаря, опять же, нашему педагогу из музыкальной школы, мы стали там диджеями.

– Как появилось название вашей студии?
Иван: У нас была своя группа, когда мы выступали в школе, и после первого выступления нас так и прозвали «Вечная молодость», потому что первая песня, которую мы сыграли, была композиция группы «Чиж & Co» «В каморке, что за актовым залом» (в которой есть строчка «Вот такая вот музыка, такая, блин, вечная молодость» – прим. авт). И вот с подачи одного музыканта наша группа стала называться так.
Денис: Да, и, наверное, с третьего «Джема», следующие 3-4 фестиваля, мы были самыми молодыми музыкантами в городе, которые выступали. Потому что практически все группы были подростковыми из ребят 9–11 классов, а мы учились в 5-6. Меня даже из-за барабанов было не видно – был маленького роста. И вот с тех времён и началось наше знакомство, а потом и влюблённость в музыку.
Иван: Затем была работа в культуре долгое время, я был звукорежиссёром, Денис – звуко-свето-оператором, и приходилось выполнять все функции, даже звукоинженеров, работать с коллективами не только детскими, но и взрослыми. Мы обслуживали каргопольские коллективы, которые были ещё тогда при Центре культуры, и мы начинали здесь, в этом здании (мы общались с Иваном Александровичем и Денисом Григорьевичем в здании развлекательного центра «Шоколад» – прим. авт.). Когда мы пришли на работу в это здание, здесь был кинотеатр «Октябрь» – это очень старое здание, ветхое; и здесь практически не было никакого оборудования.
Денис: При этом задачи перед нами ставились колоссальные: подготовка к «Джему», дню города… и вот, работая в Центре культуры, мы решили открыть кружок, назвав по имени группы «Вечная молодость». Решили открыть его на базе ДШИ №11 как бесплатное объединение, сделали ремонт, купили барабаны, гитары, необходимое оборудование.
Иван: Открыть кружок было идеей нашего третьего партнёра Сергея Сластикова, который сейчас живёт в Москве, музыкант из нашей группы – он как раз и закупал большинство инструментов.

– После того, как кружок на базе другой организации превратился в самостоятельное дело, сильно ли изменились цели и задачи?
Денис: Да, ведь, когда мы в 2017 году открылись как кружок, это было бесплатно, но главное, что это дело приносило нам удовольствие, а детям – пользу. Мы всё лето тогда потратили на ремонт кабинета, на установку инструментов. Дети у нас ходили заниматься одной группой, не было разделения на барабанщиков, гитаристов, вокалистов, но было две возрастных категории – постарше и помладше. Мы с ребятами также успешно выступали на «Джемах», проводили свои отчётные концерты в музыкальной школе. Потом, в 2019 году мы уволились из Центра культуры, который уже назывался ЦКР – они ушли из этого здания, и оно простаивало. Нас же с этим местом многое связывало, мы отсюда начинали свой путь в далёкие 1996-97 годы, поэтому решили это здание оживить. Взяли деньги в кредит, открыли ИП, четыре месяца делали ремонт, можно сказать, своими руками. Потом, когда уже начали работать самостоятельно, поняли, что нужно всё-таки разделять ребят на отдельные инструменты, чтобы они могли учить партии.

– В Каргополе достаточно много центров дополнительного образования музыкальной направленности: как вы взаимодействуете с другими такими учреждениями?
Иван: Сотрудничаем, безусловно, например, с Домом детского творчества, с Евгенией Харёвой, которая в этом направлении хорошо работает. Но, понимаете, там бюджетная основа, и возможно, не все дети могут туда попасть. Опять же, мы предоставляем разные возможности, например, здесь у нас ребятам предоставлена сцена, они могут участвовать в разнообразных фестивалях: «Битве барабанов», «Каргопольском ПроРоке» и других. И у этих концертов и конкурсов есть несомненный плюс, ведь мы приглашаем выступить вместе с детьми именитых каргопольских музыкантов, которые пользуются большим авторитетом, и с ранних лет на сцене. Таких как Игорь Корнийчук, Даниил Ромшин, Геннадий Владыкин, Игорь Петухов – перечислять можно очень долго, они для детей являются эталонными исполнителями. И когда они вместе с ними работают на одной сцене, то у детей сразу меняется отношение, и после концерта они начинают работать усерднее.

– Какие у вас были впечатления от первого своего педагогического опыта?
Денис: Я помню, что в первый год в качестве педагога было очень тяжело, нужно же было подобрать программу, выбрать методику, уметь общаться с детьми. Я, конечно, очень коммуникабельный человек, но для меня это первый год был сложным.
Иван: Какую-то методику преподавания мы впитали на занятиях в музыкальной школе, потому что раньше, как и сейчас, был очень серьёзный подход. Там преподают не только дисциплины, но и так хорошо преподносят педагогическое мастерство, что волей-неволей ты втягиваешься в эту методику. Нам очень повезло, что на пути нам попался такой костяк учителей и в семье, и в музыкальной школе – опыт оказался бесценным, и только поэтому всё срослось.

– Сейчас в вашей студии занятия проходят индивидуально или в группах?
Иван: И так, и так: на барабанах с установкой занимаются индивидуально, но есть и ансамбли; гитаристы тоже есть индивидуальные, иногда могут играть в парах; вокалисты же все занимаются индивидуально.

– В студии, получается, преподаётся и сольфеджио (нотная грамота) и музыкальная литература?
Иван: Нотной грамоте мы учим, да, а вот музыкальной литературы как таковой мы не преподаём, потому что мы развиваем направление, приближенное к русскому и зарубежному року. Дети приобщаются и достаточно много поглощают информации через музыку, когда мы её подбираем.
Денис: Но современные дети вообще не слушают нормальной музыки, и когда мы им включаем, например, «Металлику» или «Нирвану» – они их никогда не слышали, а ведь это классика. Они должны это не просто уметь играть, но и знать эту музыку. Вот так, когда включаем им песни, подбираем материал, то получается такая своеобразная музыкальная литература, мы конечно, подробно не рассказываем о музыкантах, но, если у ребят возникают вопросы – обязательно поделимся своими знаниями.
Иван: Да, всегда ответим, расскажем, что за группа, когда существовала, кто солист. Иногда бывает, правда, так, что дети приходят и говорят: «Вы знаете, что я вчера слышал? «Кино» вчера слышал! Вы знаете такую группу?». Они так с гордостью об этом говорят, рассказывают, кто такой Виктор Цой, и я в такие моменты тоже начинаю ими гордиться. Говорю такому ребёнку, мол, продолжай-продолжай, и он рассказывает минут десять от урока, но так взахлёб. Говорит: «А вот вы знаете, что он тогда-то погиб, мне вчера папа включал весь альбом Цоя!». Я отвечаю: «Молодец твой папа, руку ему жми от меня». И вот так дети начинают приобщаться – потихоньку, по чуть-чуть, а потом смотришь – дети-то меняются, и их мировоззрение тоже. По-другому даже с родителями по телефону разговаривают, приобретают больше воспитанности. Рок-музыка – это же культурное направление, конечно есть и «панки» всякие, но качественный рок он воспитывает, и это одно из таких музыкальных направлений, которое приводит голову в порядок.
Денис: Даже вот на барабанах стараемся играть песни, которые им нравятся, они сами их приносят: в начале года они приносят такую ерунду, откровенно говоря, но в конце года видишь, да, у них меняется музыкальный вкус: в социальных сетях плейлист поменялся. Они начинают слушать хорошую музыку, у которой в тексте и в нотах есть смысл.

– Могут ли дети сменить направление своего обучения?
Иван: Да, они могут поменять инструменты, например, перейти с гитары на барабаны, или заниматься параллельно, попробовать бас-гитару, соло, ритм. Есть такие универсальные музыканты, которые готовы владеть многими инструментами, и не быть ограниченными только одним видом.

– В вашей студии тоже есть вступительные испытания?
Иван: Конечно, у нас есть прослушивание в любом случае. Понятно, что у человека может быть природный дар, есть невероятно способные дети, но порой бывает так, что эти способности глубоко закрыты, и волнение может захлестнуть. На вступительных мы обычно просим простучать определённый ритм, а если волнуется, то успокоить. Мы стараемся, конечно, брать всех, кто хочет у нас учиться. Потому что понимаем их потребность и нашу узкую специализацию.

– Расскажите, пожалуйста, как проходит обучение на барабанах, ведь всё же приобрести установку – это достаточно дорогостоящее удовольствие. Вы можете предоставить время для детей, чтобы они репетировали?
Денис: Перед началом обучения у меня есть два условия: первое – они покупают свои палочки для работы и тренировок, второе – они покупают пэд – это специальная резиновая, можно сказать, тарелка для отработки упражнений дома. Например, мы изучаем различные ритмы, и чтобы дети могли потренироваться дома, и никому не мешать, то они могут на этом пэде простучать ритм. Сама установка ведь совсем не главное, важнее – правильная постановка рук, грамотный отскок палочки, правильная длительность нот. Мы серьёзно подходим к этому, а не просто садим за установку и говорим: «вот сейчас будем песню играть». Нет, мы можем дать сыграть песню только занятии на десятом, а до этого мы учимся и всё отрабатываем. Здесь занятий хватает, но у меня есть специальные часы в выходные, когда ребята могут прийти и самостоятельно позаниматься.
Иван: При этом у наших учеников есть уникальная возможность: мы даём детям послушать себя со стороны – то есть мы можем сделать им студийную запись и потом сделать аранжировку. Услуги звукозаписи мы предоставляем всем желающим, особенно это актуально в период выпускных: например, очень часто родители хотят записать песню для выпускников, они приходят, записывают, мы помогаем аранжировать её.

– Расскажите, пожалуйста, какие у вас в студии есть направления?
Иван: Основных у нас три направления: ударные инструменты, гитара и вокал.

– У вас могут заниматься только дети, или взрослые тоже?
Денис: Взрослые тоже могут, но вот я, например, сначала не брал взрослых, но однажды у меня попросилась позаниматься одна девушка, и мне самому стало интересно. Мы позанимались, а потом она выложила в социальной сети пост – так о школе узнали другие, и на данный момент у меня три взрослых девушки занимаются на барабанах. Некоторые даже приезжают летом на каникулы – из Архангельска, Вологды, у них такие занятия стоят очень дорого, и одна девушка занималась у меня месяц, когда была в отпуске. Сказала, что на следующее лето опять обязательно приедет.
Иван: У нас ещё есть подарочные уроки.
Денис: Да, однажды нам написала девушка, рассказала, что у неё скоро свадьба, и она хотела бы сделать необычный подарок своему жениху, спросила, можно ли у нас купить подарочный урок игры на барабанах. Мы сказали, что можно, и вот она подарила жениху четыре урока. Нам с ним надо было за эти занятия научить его играть фрагмент песни. Это конечно, задача сложная, потому что со взрослыми людьми в принципе достаточно трудно заниматься – у них уже устоявшийся характер, привычки, и если у него в детстве не получалось с ритмом, то во взрослом возрасте это будет сложнее. В итоге, за четыре занятия мы сделали этот фрагмент. Когда же у них был день свадьбы, мы им здесь в студии устроили «фейерверки», подарки, жених сыграл, а она, невеста, была очень рада, эмоции, прям, зашкаливали.
Иван: Взрослые люди чаще занимаются у нас вокалом, кто-то берёт несколько уроков, кто-то ходит на постоянные занятия. На вокальное направление у нас много приходит людей, желающих сделать подарок: например, они занимаются несколько уроков, а потом мы делаем их аудиозапись.

– Вы взаимодействуете с другими музыкантами Каргополя?
Иван: Безусловно, мы очень часто играем с коллективами, нашими друзьями, приглашаем друг друга, собираемся вместе. Если надо куда-то «вклиниться», кого-то подменить, то тоже выручаем.
Денис: Например, заболел барабанщик, мне звонят и говорят: «Через полчаса надо сыграть на концерте, ты выступаешь». Я пришёл, быстренько партию посмотрел и сыграл.
Иван: Вообще мы мультизадачные музыканты и специалисты, у Дениса, например, параллельно идёт работа с компьютерами, у меня депутатская деятельность, целый развлекательный центр на наших плечах: дискотеки, мероприятия.
Денис: Раз в несколько месяцев у нас всегда есть один, так скажем, большой концерт от школы. Стараемся проводить глобальные мероприятия, помогать своим коллегам. Так, например, в прошлом году, на базе нашего центра проходил танцевальный спектакль «Маугли», который поставили наши друзья из студии «Алгоритм». Они целый год репетировали, шили костюмы, мы месяц «писали» свет. В итоге спектакль показали три раза, и всегда был аншлаг.
Иван: Мы тогда создали в зале эффект 3D-звука, чтобы зрители максимально погрузились в атмосферу джунглей. Ставили звуковую квадросистему. То есть человек не просто сидел в зале, и ему со сцены шёл звук, а было полное ощущение того, что ты в тропическом лесу: зрителю в правое ухо щебетала птичка, в левое – слышался звук текущей реки. Артисты выходили со всех мест, и даже в зале проходили действия, например, по полу ползла «змея».
Денис: Да, артисты сделали такие специальные канаты и вытягивали их по залу, зрители пугались, конечно.
Иван: Это было очень здорово.

– Есть ли у вас какие-нибудь планы на будущий учебный год?
Денис: Безусловно, планов очень много, например, планируется ещё одна постановка спектакля, в которой будут задействованы мои ребята-барабанщики, поэтому будем репетировать. Хотим набрать много детей, вложить в них душу.
Иван: Провести максимальное количество концертов, которое получится, продолжить ремонт здания, открыть новые репетиционные точки, доделать студию звукозаписи.
Денис: Планов очень много, и надеемся, что у нас всё получится воплотить в жизнь.

Татьяна Даценко.

Похожие материалы

Пьяный водитель
ПОПУЛЯРНОЕ
Неделя
Месяц
Год

Модуль опросов не установлен.


75 лет Победы    Агропром    Актуально    Антикоррупция    Архангельск    Безопасность    Безопасность дорожного движения    Бизнес    Благоустройство    Бюджет    Власть    Вопрос-ответ    Выборы    Госуслуги    Губернатор    День Победы    Дороги    ЖКХ    Закон    Здоровье    Здравоохранение    История    Капремонт    Конкурсы    Конституция    Коронавирус    Культура    Леспром    Молодежь    Мусорная реформа    Назначения    Наука    Нацпроекты    НКО    Новости Кенозерского парка    Область    Образование    Общество    Официально    Перепись населения    Природа    Происшествия    Промышленность    Районы    Россрестр    Связь    Семья    Собрание депутатов    События    Соцзащита    Спорт    Строительство    Твои люди, Каргополье!    Торговля    ТОСы    Транспорт    Туризм    Экология    Экономика    Энергетика   
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.