Работаем ради детей
Руководители каргопольской музыкальной студии «Вечная молодость» рассказали о том, кого можно научить музыке. Большинство центров дополнительного образования в Каргополе ориентируется на развитие творческих способностей детей и подростков, и совсем немного тех, кто предоставляет свои услуги взрослым. Одним из таких учреждений является музыкальная студия «Вечная молодость», которая работает на базе развлекательного центра «Шоколад». Её создатели Иван Согрин и Денис Первышин поделились с «Каргопольем» историей своего музыкального пути, принципами работы, мыслями о воспитательной функции рок-музыки для детей и идеей того, что в маленьком городе все центры культуры работают вместе и с одной целью.
– Иван Александрович, Денис Григорьевич, не могли бы вы рассказать, про ваш профессиональный путь, и как у вас вообще появилась идея создать собственную музыкальную студию?Иван Согрин: Дело в том, что мы оба родились в Каргополе, и мы всегда были связаны с педагогикой даже в семье – у Дениса полная семья педагогов, у меня – мама педагог. У нас, конечно, разный путь, на самом деле… учились в Архангельске…
Денис Первышин: Всё же, начать нужно с того, что мы познакомились в нашей музыкальной школе №11, учились вместе со второго класса у одного педагога Олега Михайловича Пантелеева, который нас познакомил с эстрадными инструментами. Изначально мы занимались по классу баяна, а Олег Михайлович нас познакомил и показал другие инструменты. Сначала мы ходили к нему на гитару факультативно, а потом он спросил: не хотели бы мы поиграть в ансамбле? Так мы начали заниматься вместе, потом принимали участие в третьем по счёту «Джеме» – нашем знаменитом рок-фестивале. Я помню, что выступали где-то до десятого «Джема». Потом был перерыв на время учёбы в институте, службы в армии. После пятилетнего отсутствия мы вернулись в город – и вот уже отсюда можно начинать нашу историю.
Иван: Вообще, у нас вся жизнь связана с музыкой, я, например, играл в армии в оркестре, а попал туда благодаря тому, что я мультиинструменталист. Нас тогда всех собрали, кто хоть что-то умел играть, а я был в себе настолько уверен, что просто сел в зале на стул. Сижу, жду, меня спрашивают: «На чём умеешь играть?». Я отвечаю: «А на чём надо?» Все были, конечно, в шоке. Была полная сцена эстрадных инструментов, и я говорю: «Вы покажите, на чём надо, и я на этом сыграю». Меня спросили: «Может, ты ещё и поешь?». Я ответил: «Пою!», и мне сказали, чтобы я никуда не уходил.
Денис: Да, у меня тоже вся жизнь связана с музыкой, вот есть же такая присказка, что в каждой компании есть гитарист, так вот я был тем самым гитаристом в любой компании. Везде параллельно занимались музыкой, когда ещё жили в Каргополе, были самыми молодыми диджеями. Раньше в здании, где сейчас строится театр, был Дом Культуры, там проходили дискотеки, и благодаря, опять же, нашему педагогу из музыкальной школы, мы стали там диджеями.
– Как появилось название вашей студии?
Иван: У нас была своя группа, когда мы выступали в школе, и после первого выступления нас так и прозвали «Вечная молодость», потому что первая песня, которую мы сыграли, была композиция группы «Чиж & Co» «В каморке, что за актовым залом» (в которой есть строчка «Вот такая вот музыка, такая, блин, вечная молодость» – прим. авт). И вот с подачи одного музыканта наша группа стала называться так.
Денис: Да, и, наверное, с третьего «Джема», следующие 3-4 фестиваля, мы были самыми молодыми музыкантами в городе, которые выступали. Потому что практически все группы были подростковыми из ребят 9–11 классов, а мы учились в 5-6. Меня даже из-за барабанов было не видно – был маленького роста. И вот с тех времён и началось наше знакомство, а потом и влюблённость в музыку.
Иван: Затем была работа в культуре долгое время, я был звукорежиссёром, Денис – звуко-свето-оператором, и приходилось выполнять все функции, даже звукоинженеров, работать с коллективами не только детскими, но и взрослыми. Мы обслуживали каргопольские коллективы, которые были ещё тогда при Центре культуры, и мы начинали здесь, в этом здании (мы общались с Иваном Александровичем и Денисом Григорьевичем в здании развлекательного центра «Шоколад» – прим. авт.). Когда мы пришли на работу в это здание, здесь был кинотеатр «Октябрь» – это очень старое здание, ветхое; и здесь практически не было никакого оборудования.
Денис: При этом задачи перед нами ставились колоссальные: подготовка к «Джему», дню города… и вот, работая в Центре культуры, мы решили открыть кружок, назвав по имени группы «Вечная молодость». Решили открыть его на базе ДШИ №11 как бесплатное объединение, сделали ремонт, купили барабаны, гитары, необходимое оборудование.
Иван: Открыть кружок было идеей нашего третьего партнёра Сергея Сластикова, который сейчас живёт в Москве, музыкант из нашей группы – он как раз и закупал большинство инструментов.
– После того, как кружок на базе другой организации превратился в самостоятельное дело, сильно ли изменились цели и задачи?
Денис: Да, ведь, когда мы в 2017 году открылись как кружок, это было бесплатно, но главное, что это дело приносило нам удовольствие, а детям – пользу. Мы всё лето тогда потратили на ремонт кабинета, на установку инструментов. Дети у нас ходили заниматься одной группой, не было разделения на барабанщиков, гитаристов, вокалистов, но было две возрастных категории – постарше и помладше. Мы с ребятами также успешно выступали на «Джемах», проводили свои отчётные концерты в музыкальной школе. Потом, в 2019 году мы уволились из Центра культуры, который уже назывался ЦКР – они ушли из этого здания, и оно простаивало. Нас же с этим местом многое связывало, мы отсюда начинали свой путь в далёкие 1996-97 годы, поэтому решили это здание оживить. Взяли деньги в кредит, открыли ИП, четыре месяца делали ремонт, можно сказать, своими руками. Потом, когда уже начали работать самостоятельно, поняли, что нужно всё-таки разделять ребят на отдельные инструменты, чтобы они могли учить партии.
– В Каргополе достаточно много центров дополнительного образования музыкальной направленности: как вы взаимодействуете с другими такими учреждениями?
Иван: Сотрудничаем, безусловно, например, с Домом детского творчества, с Евгенией Харёвой, которая в этом направлении хорошо работает. Но, понимаете, там бюджетная основа, и возможно, не все дети могут туда попасть. Опять же, мы предоставляем разные возможности, например, здесь у нас ребятам предоставлена сцена, они могут участвовать в разнообразных фестивалях: «Битве барабанов», «Каргопольском ПроРоке» и других. И у этих концертов и конкурсов есть несомненный плюс, ведь мы приглашаем выступить вместе с детьми именитых каргопольских музыкантов, которые пользуются большим авторитетом, и с ранних лет на сцене. Таких как Игорь Корнийчук, Даниил Ромшин, Геннадий Владыкин, Игорь Петухов – перечислять можно очень долго, они для детей являются эталонными исполнителями. И когда они вместе с ними работают на одной сцене, то у детей сразу меняется отношение, и после концерта они начинают работать усерднее.
– Какие у вас были впечатления от первого своего педагогического опыта?
Денис: Я помню, что в первый год в качестве педагога было очень тяжело, нужно же было подобрать программу, выбрать методику, уметь общаться с детьми. Я, конечно, очень коммуникабельный человек, но для меня это первый год был сложным.
Иван: Какую-то методику преподавания мы впитали на занятиях в музыкальной школе, потому что раньше, как и сейчас, был очень серьёзный подход. Там преподают не только дисциплины, но и так хорошо преподносят педагогическое мастерство, что волей-неволей ты втягиваешься в эту методику. Нам очень повезло, что на пути нам попался такой костяк учителей и в семье, и в музыкальной школе – опыт оказался бесценным, и только поэтому всё срослось.
– Сейчас в вашей студии занятия проходят индивидуально или в группах?
Иван: И так, и так: на барабанах с установкой занимаются индивидуально, но есть и ансамбли; гитаристы тоже есть индивидуальные, иногда могут играть в парах; вокалисты же все занимаются индивидуально.
– В студии, получается, преподаётся и сольфеджио (нотная грамота) и музыкальная литература?
Иван: Нотной грамоте мы учим, да, а вот музыкальной литературы как таковой мы не преподаём, потому что мы развиваем направление, приближенное к русскому и зарубежному року. Дети приобщаются и достаточно много поглощают информации через музыку, когда мы её подбираем.
Денис: Но современные дети вообще не слушают нормальной музыки, и когда мы им включаем, например, «Металлику» или «Нирвану» – они их никогда не слышали, а ведь это классика. Они должны это не просто уметь играть, но и знать эту музыку. Вот так, когда включаем им песни, подбираем материал, то получается такая своеобразная музыкальная литература, мы конечно, подробно не рассказываем о музыкантах, но, если у ребят возникают вопросы – обязательно поделимся своими знаниями.
Иван: Да, всегда ответим, расскажем, что за группа, когда существовала, кто солист. Иногда бывает, правда, так, что дети приходят и говорят: «Вы знаете, что я вчера слышал? «Кино» вчера слышал! Вы знаете такую группу?». Они так с гордостью об этом говорят, рассказывают, кто такой Виктор Цой, и я в такие моменты тоже начинаю ими гордиться. Говорю такому ребёнку, мол, продолжай-продолжай, и он рассказывает минут десять от урока, но так взахлёб. Говорит: «А вот вы знаете, что он тогда-то погиб, мне вчера папа включал весь альбом Цоя!». Я отвечаю: «Молодец твой папа, руку ему жми от меня». И вот так дети начинают приобщаться – потихоньку, по чуть-чуть, а потом смотришь – дети-то меняются, и их мировоззрение тоже. По-другому даже с родителями по телефону разговаривают, приобретают больше воспитанности. Рок-музыка – это же культурное направление, конечно есть и «панки» всякие, но качественный рок он воспитывает, и это одно из таких музыкальных направлений, которое приводит голову в порядок.
Денис: Даже вот на барабанах стараемся играть песни, которые им нравятся, они сами их приносят: в начале года они приносят такую ерунду, откровенно говоря, но в конце года видишь, да, у них меняется музыкальный вкус: в социальных сетях плейлист поменялся. Они начинают слушать хорошую музыку, у которой в тексте и в нотах есть смысл.
– Могут ли дети сменить направление своего обучения?
Иван: Да, они могут поменять инструменты, например, перейти с гитары на барабаны, или заниматься параллельно, попробовать бас-гитару, соло, ритм. Есть такие универсальные музыканты, которые готовы владеть многими инструментами, и не быть ограниченными только одним видом.
– В вашей студии тоже есть вступительные испытания?
Иван: Конечно, у нас есть прослушивание в любом случае. Понятно, что у человека может быть природный дар, есть невероятно способные дети, но порой бывает так, что эти способности глубоко закрыты, и волнение может захлестнуть. На вступительных мы обычно просим простучать определённый ритм, а если волнуется, то успокоить. Мы стараемся, конечно, брать всех, кто хочет у нас учиться. Потому что понимаем их потребность и нашу узкую специализацию.
– Расскажите, пожалуйста, как проходит обучение на барабанах, ведь всё же приобрести установку – это достаточно дорогостоящее удовольствие. Вы можете предоставить время для детей, чтобы они репетировали?
Денис: Перед началом обучения у меня есть два условия: первое – они покупают свои палочки для работы и тренировок, второе – они покупают пэд – это специальная резиновая, можно сказать, тарелка для отработки упражнений дома. Например, мы изучаем различные ритмы, и чтобы дети могли потренироваться дома, и никому не мешать, то они могут на этом пэде простучать ритм. Сама установка ведь совсем не главное, важнее – правильная постановка рук, грамотный отскок палочки, правильная длительность нот. Мы серьёзно подходим к этому, а не просто садим за установку и говорим: «вот сейчас будем песню играть». Нет, мы можем дать сыграть песню только занятии на десятом, а до этого мы учимся и всё отрабатываем. Здесь занятий хватает, но у меня есть специальные часы в выходные, когда ребята могут прийти и самостоятельно позаниматься.
Иван: При этом у наших учеников есть уникальная возможность: мы даём детям послушать себя со стороны – то есть мы можем сделать им студийную запись и потом сделать аранжировку. Услуги звукозаписи мы предоставляем всем желающим, особенно это актуально в период выпускных: например, очень часто родители хотят записать песню для выпускников, они приходят, записывают, мы помогаем аранжировать её.
– Расскажите, пожалуйста, какие у вас в студии есть направления?
Иван: Основных у нас три направления: ударные инструменты, гитара и вокал.
– У вас могут заниматься только дети, или взрослые тоже?
Денис: Взрослые тоже могут, но вот я, например, сначала не брал взрослых, но однажды у меня попросилась позаниматься одна девушка, и мне самому стало интересно. Мы позанимались, а потом она выложила в социальной сети пост – так о школе узнали другие, и на данный момент у меня три взрослых девушки занимаются на барабанах. Некоторые даже приезжают летом на каникулы – из Архангельска, Вологды, у них такие занятия стоят очень дорого, и одна девушка занималась у меня месяц, когда была в отпуске. Сказала, что на следующее лето опять обязательно приедет.
Иван: У нас ещё есть подарочные уроки.
Денис: Да, однажды нам написала девушка, рассказала, что у неё скоро свадьба, и она хотела бы сделать необычный подарок своему жениху, спросила, можно ли у нас купить подарочный урок игры на барабанах. Мы сказали, что можно, и вот она подарила жениху четыре урока. Нам с ним надо было за эти занятия научить его играть фрагмент песни. Это конечно, задача сложная, потому что со взрослыми людьми в принципе достаточно трудно заниматься – у них уже устоявшийся характер, привычки, и если у него в детстве не получалось с ритмом, то во взрослом возрасте это будет сложнее. В итоге, за четыре занятия мы сделали этот фрагмент. Когда же у них был день свадьбы, мы им здесь в студии устроили «фейерверки», подарки, жених сыграл, а она, невеста, была очень рада, эмоции, прям, зашкаливали.
Иван: Взрослые люди чаще занимаются у нас вокалом, кто-то берёт несколько уроков, кто-то ходит на постоянные занятия. На вокальное направление у нас много приходит людей, желающих сделать подарок: например, они занимаются несколько уроков, а потом мы делаем их аудиозапись.
– Вы взаимодействуете с другими музыкантами Каргополя?
Иван: Безусловно, мы очень часто играем с коллективами, нашими друзьями, приглашаем друг друга, собираемся вместе. Если надо куда-то «вклиниться», кого-то подменить, то тоже выручаем.
Денис: Например, заболел барабанщик, мне звонят и говорят: «Через полчаса надо сыграть на концерте, ты выступаешь». Я пришёл, быстренько партию посмотрел и сыграл.
Иван: Вообще мы мультизадачные музыканты и специалисты, у Дениса, например, параллельно идёт работа с компьютерами, у меня депутатская деятельность, целый развлекательный центр на наших плечах: дискотеки, мероприятия.
Денис: Раз в несколько месяцев у нас всегда есть один, так скажем, большой концерт от школы. Стараемся проводить глобальные мероприятия, помогать своим коллегам. Так, например, в прошлом году, на базе нашего центра проходил танцевальный спектакль «Маугли», который поставили наши друзья из студии «Алгоритм». Они целый год репетировали, шили костюмы, мы месяц «писали» свет. В итоге спектакль показали три раза, и всегда был аншлаг.
Иван: Мы тогда создали в зале эффект 3D-звука, чтобы зрители максимально погрузились в атмосферу джунглей. Ставили звуковую квадросистему. То есть человек не просто сидел в зале, и ему со сцены шёл звук, а было полное ощущение того, что ты в тропическом лесу: зрителю в правое ухо щебетала птичка, в левое – слышался звук текущей реки. Артисты выходили со всех мест, и даже в зале проходили действия, например, по полу ползла «змея».
Денис: Да, артисты сделали такие специальные канаты и вытягивали их по залу, зрители пугались, конечно.
Иван: Это было очень здорово.
– Есть ли у вас какие-нибудь планы на будущий учебный год?
Денис: Безусловно, планов очень много, например, планируется ещё одна постановка спектакля, в которой будут задействованы мои ребята-барабанщики, поэтому будем репетировать. Хотим набрать много детей, вложить в них душу.
Иван: Провести максимальное количество концертов, которое получится, продолжить ремонт здания, открыть новые репетиционные точки, доделать студию звукозаписи.
Денис: Планов очень много, и надеемся, что у нас всё получится воплотить в жизнь.
Татьяна Даценко.