Над рекой времени
19 августа Каргополь вновь встретил фестиваль рок-музыки «Джем». В этот раз – уже 26-й по счёту.
За 27 лет, которые «Джем» проводится в городе, он по праву заслужил статус легендарного. Этот праздник подарил области и стране множество талантливых исполнителей, которые когда-то стояли в толпе, смотря на играющих на сцене музыкантов, затем брали в руки инструменты и микрофоны и поднимались на неё сами, а позже покидали родной город, неся любовь к музыке далеко за его пределы.На сегодняшний день «Джем» кажется такой же неотъемлемой частью каргопольского лета, как Праздник народных мастеров. Его ждут, к нему готовятся, ради него берут отпуск или пару отгулов и приезжают из других городов.
В этом году фестиваль переехал с Ивановской площади, на которой развернулись масштабные подземные работы, на набережную Баранова. У людей, которым не чужда концертная деятельности, на этот счёт закрались опасения. Что будет со звуком на площадке у реки? Зрителям будет удобно стоять на пологом берегу? Как быть, если пойдёт дождь? Опыт прошедших здесь Дня ВМФ и «Бараньего воскресенья» немного разрядил обстановку, но окончательно сомнения относительно уместности выступления в паре десятков метров от воды Онеги развеялись только после старта мероприятия.
Состав музыкантов двадцать шестого «Джема», нужно полагать, не смог удивить многолетних поклонников. Тем не менее, отличия от юбилейного 25-го и столь далёкого (допандемийный 2019 год) 24-го фестивалей были. В список выступающих вошли сразу четыре архангельские команды. Одна из них, впрочем, до сцены не добралась: музыканты FIVE.FIVE отказались от выступления и извинились перед организаторами.
Сквозь поколения
Открыло фестиваль шаманское приветствие школы барабанов «Вечная молодость» в облачениях индейских племён, смотревшееся посреди набережной имени Александра Баранова достаточно вызывающе. Остаётся надеяться, что не так много собравшихся задумались над тем, как это выглядит с исторической точки зрения.
Но как только «шаманы» покинули сцену и на неё поднялись ведущие, «Джем» вошёл в привычное русло и начался с традиционной цитаты с альбома группы «Алиса», которую вновь произнёс идейный вдохновитель фестиваля Андрей Агапитов.
Первыми на новой площадке выступила группа, которая приезжает на «Джем» уже в десятый раз, но до сих пор остаётся «Дилетантами». Няндомские гости с привычной манерой исполнения, словно нарочно подчёркивающей название проекта, порадовала зрителей бессмертной классикой гранжа и альтернативного рока, хитами зарубежной сцены 2000-х годов и «платиновой» поп-музыкой современности. Здесь были и Nirvana, и Yeah Yeah Yeahs, и даже Dua Lipa с её «Blow Your Mind», которую меньше всего ожидаешь услышать, идя на рок-концерт.
Именно на выступлении кавер-проекта начала раскрываться идея музыки, как связующего поколения феномена, которую, вероятно, очень давно заложили в фестиваль его основатели: пока «Дилетанты» исполняли «Zombie» The Cranberries, люди совершенно разных возрастов напротив них подпевали и качали ногами в такт почти тридцатилетнему треку. Развивать идею вышли участники группы «Паук» с ветераном «Джема»-Игорем Корнийчуком во главе.
Люди, обладающие музыкальным слухом, сразу же отметили ненастроенную гитару солиста (возможно, исполнитель на этот шаг пошёл осознанно, чтобы поддержать образ), но она не повлияла на отношение к выступлению подавляющего большинства зрителей, поскольку творчество группы «Кино» пользуется в стране всенародной любовью безотносительно точности воспроизведения. На «Следи за собой» в толпе можно было увидеть и притоптывающих ногой солидного вида мужчин «за 40», и качающих головой ребят «чуть за 20».
К слову, если присмотреться к зрителям, можно было заметить каргопольских музыкантов, не исполняющих рок, но всё же пришедших поддержать коллег. В целом, присутствие работников сферы культуры разных направлений только дополняло ощущение некого «содружества» творческих личностей города, которое на других крупных мероприятиях окружного масштаба так не бросается в глаза.
Стоит сказать несколько слов о теме прошедшего «Джема» – «школьной поре». Всем выступающим необходимо было спеть как минимум одну композицию, связанную с учёбой в школе. И если организаторы подошли к своей миссии ответственно – cо школьной формой и соответствующими подводками выступлений, которые даже назывались «уроками» различных дисциплин («Паук», к примеру, провели «урок биологии», а «Дилетанты» – английского языка), то рок-музыканты в свойственной им манере к «домашнему заданию» отнеслись легкомысленно. Лучше всего это продемонстрировала следующая команда, состоящая из каргопольских музыкантов – «Не те ребята». Молодые люди выдали двухминутную рок-обработку «Учат в школе» в завершении своего сета, заранее предупредив, что «не учили».
Что же касается основной части представления, организованного «ребятами», оно ожидаемо состояло в большинстве своём из хорошо знакомых завсегдатаям «Джема» песен (их можно было слышать уже в 2018 году), три из которых были связанны с «обильными возлияниями». Они же стали авторами непривычной в контексте мероприятия медленной песни для танцев вдвоём с романтичным названием «Розовые сопли», которой воспользовались некоторые пришедшие на набережную пары.
А пока авангард каргопольского рока (среди участников группы были организаторы другого крупного концерта, известного за пределами округа – «Рок-пикника») выступал, за ним с инструментами за плечами наблюдало новое поколение группы «Игра», состав которой бесконечно обновляется. Молодые музыканты в подборе песен сосредоточились на классике отечественной панк и рок-музыки, пройдясь по творчеству «Бригадного подряда», «Короля и Шута», «Пикника», «Воскресения» и других именитых коллективов.
Но самым ярким моментом их появления стало проникновенное исполнение Варвары Дубановой песни «Блондинки КсЮ» «Вместо жизни» – композиции, ставшей для ряда меломанов одним из символов альтернативной волны 2000-х годов наряду с «Чёрно-белыми днями», «Тремя полосками» и «Junk». В некотором смысле, ребятам удалось на мгновение вернуть 2007-й для значительной части аудитории, что только усилило эффект погружения в прошлое. Было что-то завораживающее в наблюдении за тем, как треки уже далёких времён исполняют те, кто в год их выхода либо ещё не родились, либо только доросли до «понимания музыки» в общем представлении этого словосочетания.
Граница света
За выступлением «Игры» следовал невидимый «водораздел» – группы Каргополя и Няндомы уступали сцену архангельским коллегам. И следом на неё поднялись обладатели, вероятно, самой крупной на фестивале группы поддержки – «Живые камни».
Ведущий в подводке отметил, что коллектив играет «олд скул трэш-метал», но солист команды, как только добрался до микрофона, заверил, что сегодня будет исключительно «лаунж». И действительно, выступление «камней» стало самым успокаивающим и миролюбивым. Во многом этому способствовали мастерство флейтистки и характерный вокал фронт-мена. Последний, к слову, в ряде композиций нельзя было назвать иначе, как «эпическим», отчего его сочетание с образом солиста-заклинателя зверей, флейтой, таинственно тлеющей свалкой на другом берегу реки и розово-голубым закатным небом, наполненным стаями птиц, невольно рождало ассоциации с фэнтезийными произведениями.
Достигался этот эффект, вне всяких сомнений, намеренно. В качестве одного из косвенных подтверждений можно упомянуть лучшую историю прошедшего «Джема», рассказанную со сцены.
Вокалист «Живых камней» Сергей Латышев поведал собравшимся о том, как однажды во время их тура в Абхазии ночью в горах сломался автобус, в котором группе пришлось переночевать. Когда Сергей проснулся следующим утром, он обнаружил, что поломка произошла у самого моря, лежащего у подножия горы. Он взял акустическую гитару и пошёл к воде. И когда музыкант начал играть песню, которые чуть позже исполнит на «Джеме», на поверхность воды выплыл дельфин и начала её слушать. «Пока я её пел, он плавал. И когда я её допел, он – раз – и уплыл на глубину, – уверял Сергей Латышев. – То есть послушал песню, получил счастье и уплыл».
Однако, когда во время исполнения композиции в дело вмешалось гроулоподобное пение, возникли обоснованные сомнения в том, что дельфин смог дослушать её до конца. Впрочем, поклонники группы о таком не задумывались, и, как только музыканты попрощались со всеми, начинали «ловить» их на выходе со сцены и фотографироваться на память.
Вслед за «Живыми камнями» на помост поднялись участники архангельской команды «Отклик» и сразу предупредили: так красиво, как коллеги, играть не умеют, зато умеют некрасиво и тяжело. И правдой была лишь половина реплики, потому что вслед за ней музыканты подарили публике, кажется, самое техничное выступление из случившихся в тот день.
Участники «Отклика» подчёркивают, что стараются не ограничивать себя рамками какого-то определённого стиля, и в их игре в Каргополе действительно слышались различные направления, превалирующим из которых был альтернативный рок.
Вокал без намёков на надрыв и удивительно мелодичная, акцентированная и не сливающаяся в привычную для живых выступлений «кашу» музыка привели к тому, что несколько зрителей умудрились даже потанцевать под не рассчитанные на то треки.
И если «Дилетанты» начинали под слепящим солнцем, «Живые камни» пели баллады на закате, а «Отклик» погружали всех из света во тьму, то участники группы «НорТ» завершали вечер словно бы в холодной мгле, когда изо рта уже буквально вырывается пар.
Эта архангельская команда, играющая панк-рок с ощутимым креном в сторону метал-музыки, уже закрывала «Джем» в 2019 году. Но если в прошлый раз их выступление возвращало слушателей в период на рубеже 2000 и 2010-х годов, когда на «Джеме» можно было увидеть представителей «экстремального» крыла, после «Отклика» поразить собравшихся агрессивным исполнением было затруднительно. Потому «НорТ» скорее запомнились общением с «залом» – от сожалений о том, что в Каргополе нельзя остаться жить, и признания в том, что здесь собралась лучшая публика, перед которой им когда-либо приходилось выступать, до вызова бывшего гитариста группы, уроженца Каргополя, на сцену для помощи в нескольких треках.
Вместо точки
Финальный аккорд «Джема» в этот раз даже перескочил привычную отметку «22:00» не меньше чем на 15 минут – завершать концерт не хотелось ни музыкантам, ни зрителям, ни, по всей видимости, организаторам. Но музыка всё же остановилась, и настало время подводить итоги.
Двадцать шестой каргопольский «Джем» получился действительно необычным. Смена площадки с её не ограниченным пространством и новыми эффектами светошоу, покрывающими листву окружающих деревьев и поверхность собора, пошла ему только на пользу (Андрей Агапитов так и вовсе отметил, что предпочёл бы, чтобы он теперь всегда проходил именно здесь, разве что с навесом от дождя), равно как и чёткое деление списка команд на местные коллективы и гостей. Вместе с тем, из него никуда не делся дух домашнего праздника с привычными каргопольскими рок-музыкантами, которые со сцены могут поздравить родственника с днём рождения и постоянно «кочуют» в соседние коллективы.
К сожалению, в этом году не получилось избавиться и от неприятной особенности «Джема», которую не удаётся победить уже много лет – звуковой шероховатости. В этот раз вновь то тут, то там проскакивали «наводки», слышались расстроенные гитары, вплоть до выступлений гостей из Архангельска наблюдался значительный дисбаланс в соотношении громкости инструментов и вокала.
И несмотря на это, фестиваль продолжает объединять множество зрителей самых разных возрастов и музыкальных предпочтений, а значит, будет и дальше вести летопись каргопольского рока.
Анатолий Светлов