Как всё начиналось
Празднику народных мастеров России, который впервые состоялся на Каргопольской земле в 1991 году, в этом году исполнилось 30 лет
Все эти годы в дни проведения праздника Каргополь становится центром притяжения народных мастеров и творческих коллективов не только из различных уголков России, но и из Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании.
Истинные знатоки ремёсел демонстрируют свои лучшие работы и щедро делятся накопленным опытом. Жители и гости города с удовольствием принимают гостей, участвуют в народных играх, гуляниях, посещают тематические выставки, становятся непосредственными участниками мастер-классов и интерактивных площадок.
Мы пообщались с организаторами, идейными вдохновителями, творческими людьми, благодаря которым праздник народных мастеров стал брендом Каргополя, мероприятием, которое известно далеко за пределами нашей страны.
Светлана Федосеева, заслуженный работник культуры РФ, посвятившая более 37 лет трудовой деятельности изучению, сохранению и популяризации русской народной культуры Архангельской области, рассказывает о содержании праздника:
— Праздник народных мастеров России проходит три дня. Пятница — первый праздничный день — всегда имеет научную основу. Проводятся конференции, круглые столы, обмен опытом между мастерами. Далее открываются выставки, проводятся различные мастер-классы. Второй день всегда завершается большим вечерним мероприятием. Сначала оно проходило в Центре культуры, затем было перенесено на открытую площадку. Воскресенье — последний праздничный день — начинается с шествия мастеров, а ярмарка — это уже кульминация праздника.
Лидия Морозова, заслуженный работник культуры, стояла у истоков рождения идеи праздника народных мастеров и её реализации. Лидия Ивановна помнит каждый праздник, увлечённо, с огромной любовью и трепетом вспоминает о том, как всё начиналось:
— Праздник народных мастеров России — удивительное событие, которое проходит в Каргополе уже тридцать лет. Суть праздника заложена в его названии, праздник посвящён народному мастеру: человеку-творцу, человеку труда, человеку-исследователю. Зарождался праздник в 90‑е годы, время тогда было трудное. Жители города сначала неоднозначно отнеслись к нашим начинаниям. Но вскоре их мнение изменилось, — они почувствовали себя неотъемлемой частью мероприятия, гостеприимными хозяевами праздника. Поддержали организаторов праздника и администрация города, и комитет по культуре Архангельской области.
Каргополье обладает огромной притягательной силой, всё здесь особенное: природа, архитектура, история, культура, а главное — люди… Далеко за пределами не только района, но и области известны имена У. И. Бабкиной, Рябовых, Шевелёвых, Дружининых.
Интересные выставки, экспозиции, фондовые коллекции Каргопольского музея позволяли более глубоко изучать традиции декоративно-прикладного искусства. В рамках праздника проходили семинары, научные конференции, мастер-классы — всё это было привлекательно для мастеров из других городов, — рассказывает моя собеседница. — В ходе праздника жители и гости города могли познакомиться с большим количеством хоровых, музыкальных, фольклорных коллективов из разных городов России, но всегда центром внимания оставался народный мастер.
Вспоминает Лидия Ивановна и о том, что перед организаторами мероприятия всегда стоял вопрос, каким должен быть праздник дальше, чтобы сам мастер не потерял к нему интерес? Именно в поисках ответа на этот вопрос у организаторов возникла идея делать праздники тематическими. Многие помнят говорящие названия: «Троицын день», «Гончары России», «Троицкая ярмарка в Каргополе», «Лоскутная мозайка» и др. Организаторы искали новых мастеров, исходя из выбранной темы.
— Вспоминается один праздник, посвящённый мужским промыслам и ремёслам, на котором были представлены плетение из бересты, шитьё лодок, домовая резьба, бондарные изделия. Помнят зрители и срубы бань, расположенные на центральной площади, — продолжает рассказывать Лидия Ивановна. — Уезжая, мастера всегда спрашивали, чему будет посвящён следующий праздник. Многие мастера приезжали на праздник почти ежегодно, значит, им это было интересно и нужно, а это лучшая награда
для организаторов.
Спустя определённое время можно было утверждать, что праздник народных мастеров не заканчивался в Каргополе, а имел своё продолжение за его пределами: появлялись новые связи, каргопольские мастера становились участниками многих международных ярмарок и праздников. На базе Центра народных ремёсел «Берегиня» открылся филиал Архангельской областной школы народных ремёсел. Нельзя не вспомнить московский коллектив «Начало» и его связь с Ошевенскими жителями. Именно тогда возникло новое направление праздника — «Каргопольский костюм». Вышел номер журнала «Чудесные мгновения» о каргопольском костюме. Печатались сборники, были сняты фильмы о мастерах, промыслах, ремёслах. Это уже останется навсегда!
Уверена Лидия Ивановна в том, что Праздник народных мастеров России живёт и процветает вот уже много лет благодаря творческим, неравнодушным, искренне любящим своё дело людям.
— Огромная благодарность работникам культуры за их творчество, постоянный поиск идей, неравнодушие. Например, сельские подворья, организованные клубными работниками, стали неотъемлемой частью праздника. А проект Светланы Федосеевой «Улица купеческая» затрагивает до глубины души!
С Еленой Диковой встретились мы в Каргопольской детской школе искусств. Елена Ивановна — народный мастер России, член Союза художников России, исследователь, а также педагог. В перерыве между уроками мы с ней поговорили о самом главном каргопольском празднике. Как много нам удалось узнать из уст главного художника праздника народных мастеров, жаль только, что во времени мы были ограничены, любознательные ученики Елены Ивановны с нетерпением ждали продолжения занятий.
— Первый праздник народных мастеров Россиии состоялся в 1991 году к столетию со дня рождения Ульяны Ивановны Бабкиной — известной всему миру мастерицы каргопольской глиняной игрушки.
Саму идею такого праздника подсказал Юрий Павлович Окунев. С самого первого праздника я была художником-оформителем. Стоит отметить, что мы были одни из первых, кто начал организовывать такие праздники. Сейчас есть в России праздники масштабнее, ярче, но у нас в Каргополе особая история — всё гармонично сложилось воедино: площадь, памятники, ремёсла, а главное — доброта людей. Мы с мужем изготавливали декорации. У нас тогда не было машины, приходилось все декорации переносить вручную, вставали в 5 утра, оформляли, а после завершения всё разбирали.
Чуть позже появилась идея с сельскими подворьями, — продолжает увлечённо рассказывать Елена Ивановна. — Появилась она не случайно. Я была в отпуске в Краснодарском крае, увидела там интересное действо. Стоит в центре печка, в ней тут же пекут блины, угощают всех приходящих горилкой. И тут я подумала, а может быть, мы в Каргополе разыграем такую же сельскую историю? Светлана Павловна Федосеева подхватила эту идею, потрясающе развила эту тему.
Наверное, все жители Каргополя от мала до велика знают, что такое сельские подворья. Сейчас сложно представить каргопольский праздник без этих интерактивных площадок. В одном подворье жители и гости города могут угоститься тонкими только что испечёнными пирогами, отведать ржаные калитки, шаньги, попробовать крепкий чай прямо из самовара. Из другого подворья доносится песня весёлая — это хозяюшка к себе гостей зазывает. Заходишь в следующее подворье, а там девушка обучает всех желающих ткачеству.
Из года в год клубные работники Каргопольского района в рамках конкурса сельских подворий стараются удивить публику необычным оформлением своих площадок, деревенскими разносолами и пирогами, весёлыми потешками и песнями.
Светлана Федосеева вспоминает, как начиналась работа в этом направлении:
— Сельские подворья возникли не сразу. Идею привезла Елена Ивановна Дикова с юга России. Я сразу поняла — это именно то, что нужно для клубных работников. На тот момент как раз был создан организационно-методический центр по культурно-досуговой деятельности, мы вели активную работу с селом.
Необходимо было показать ремёсла, существовавшие в сельской местности. Традиционные ремёсла в Каргопольском районе в целом были одинаковыми, возможно, с небольшими отличиями. Перед нами стояла задача найти эти отличия, рассказать людям о локальных традициях. Когда мы организовали подворья впервые, получилось очень интересно. Жители и гости города не просто заходили в подворье, они становились непосредственными участниками действа на конкретной площадке. Это было интересно, прежде всего потому, что мы сами этим очень увлеклись. Чуть позже нам как организаторам стало ясно, что нужно применить форму конкурса среди сельских подворий, чтобы у клубных работников была мотивация готовиться ещё более качественно. На сегодняшний день сельских подворий пять — Павловское, Ошевенское, Печниковское, Приозёрное, Ухотское. Работники клубов ежегодно проделывают колоссальную работу по сбору материала, костюмов, реквизита. И, может быть, что‑то получалось не сразу, где‑то были допущены ошибки, но работники сельских клубов творческие, неравнодушные к своей работе люди, эти ошибки исправляли и вновь удивляли своими творческими находками. Успех подворий — это полностью их заслуга!
2021 год для Каргополя особенный — юбилейный! Две значимых даты отмечают жители города: 875‑летие Каргополя и 30‑летие Праздника народных мастеров России! И пусть в привычном для горожан масштабе в этом году массовое мероприятие не состоялось в связи с неблагополучной обстановкой в Архангельской области, связанной с быстрым распространением коронавирусной инфекции, мы очень надеемся, что следующим летом организаторы подарят всем нам незабываемый, яркий, интересный праздник.
А. Журавель.
На фото: моменты праздников
народных мастеров 1990-х гг.
Фото из архива Е. Диковой