Святки по-каргопольски
Мы до сих пор следуем многим новогодним и рождественским обычаям. Например, в наших северных краях традиционно бытует поверье о первом посетителе на Новый год, Рождество и Крещение. Мол, если это мужчина, значит, год будет удачным.
Но на Святки сегодня мало кто гадает, разве что проводятся различные игровые программы.
А когда я училась в школе (в начале нулевых), гадания, хоть и осовремененные, ещё были в ходу. Мы обычно вызывали «чёртика» (чертили круг с алфавитом и иголкой на нитке «читали» ответы на свои вопросы), выливали воск в миску с водой и толковали получившиеся фигурки, гадали на ложках и т. п.
Мне стало интересно, какие гадания бытовали в наших краях ранее, и как они со временем трансформировались. Поэтому я обратилась к материалам, собранным учёными-фольклористами, а также послушала «гадальные» истории.
Как мы жировку водили
В студенческие времена на Святки мы собрались вчетвером погадать с незамужними подружками. Одна из них, родом из Холмогорского района, вспомнила бабушкино гадание. Взяла решето, положила в него 4 предмета — по одному в каждый из четырёх секторов: кольцо, хлеб, печину (кусочек глины от печи) и уголёк. И накрыла решето платком. Затем поворачивала решето со словами: «Уж я жировку вожу ко святому вечеру, ко святому Васильевскому. Жировка маленька, окошки велики, косящатые, решетчатые. Не могла блоха скочить, коза скочила, рога увозила, хвост заломила. Выбери свой уголок!» И девушка должна открыть один уголок платка. Если найдёт кольцо — быть замужем, если хлеб — быть богатой, если уголёк — болеть, если печину — быть в печали.
Помню, мне попался кусочек хлеба — и, правда, в том году был достаток. А другой девушке досталось колечко — и меньше чем через год состоялась её свадьба!
Сон в руку
Если вновь вспомнить школьные времена, то на Святочной неделе, чтобы увидеть суженого во сне, мы перед сном причёсывались и клали расчёску под подушку. Подобные способы гаданий широко освещены в работах исследователей обычаев Русского Севера.
Например, в одной из них сообщается, что в с. Хотеново Каргопольского района Архангельской области бытовало такое рождественское гадание. В сочельник гадали на судьбу. Ложась спать, под голову клали пустой мешок и говорили:
«Ты, мешок порожний,
Я человек дорожный.
Сведи меня туда,
Где сегодним годом буду я».
И по сну, приснившемуся в эту ночь, толковали о том, что сулит будущий год.
А в другом селе — Тихманьге — девушки на Рождество «рубили колодец»: складывали из спичек колодец, призывая суженого прийти ночью поить коня.
Н. П. Макарова из с. Труфаново описала собирателям фольклора (в 1998 году), как «выгадала» своего суженого: «Меня тоже научила одна тётка Таисья… Вот, говорит, ложись спать в субботу и прочитай: «Воскресенье с понедельником, вторник со средой, четверг с пятницей. Суббота-сирота, покажи мне во сне моего суженого». Три раза прочитай и ложись спать. Ведь я точно его увидела».
Будет ли свадьба
В северных сёлах у девушек также бытовал обычай на Святки сыпать в колечки зерно и наблюдать, чьё колечко клюнет петух — той и замуж первой идти.
О. Черепанова в своей книге «Мифологические рассказы и легенды Русского Севера» отмечает, что «гадания о браке, преимущественно о замужестве, являются абсолютно преобладающими… В самых примитивных гаданиях ответ сводится к тому, будет свадьба или нет. Например, если девушка захватит из поленницы чётное число поленьев или в частоколе чётное число кольев, значит, выйдет замуж, нечётное — нет. Лишь в редких случаях гадают о том, богат или беден будет муж, злая или ласковая будет свекровь…»
Также девушки в полночь, не глядя, вытаскивали из поленницы полено и по его виду судили о будущем женихе. Если полено с сучьями — мужик будет горячий, ершистый, сколько сучков на полене — столько детей народится, если полено гладкое — мужик будет красивый, покладистый.
Ещё «пололи» снег, чтобы узнать, в какой стороне суженый живёт. На перекрёстке дорог садились на снег, растянув впереди себя заднюю часть подола платья, куда накладывали снег. Перебирали снег и приговаривали: «Полю, полю беленький снежок. Залай, залай, собачка, на суженой сторонке. Покрой, господи, землю снежком, а меня повойничком». А потом слушали — в какой стороне залает собака, там и суженый живёт.
«Выслушивание» судьбы
Многие исследователи упоминают о том, что в каргопольских сёлах были распространены так называемые выслушивания судьбы. Это гадания, цель которых — «услышать» адресованное гадающему предзнаменование. «Слушали» обязательно вне дома — на перекрёстке, в поле, у проруби — очертивши вокруг себя круг сковородником или кочергой. «Если услышат там — вот против какого дома гармошка заиграла, значит, ты в этом году замуж выйдешь. Если хлопнула доска или что‑нибудь застрогали, то в этом году будет покойник», — поведала З. Ф. Прялухина из с. Лядины студентам РГГУ в 1997 году.
Интересный случай рассказала тогда и А. А. Фадеева из с. Печниково: «Я сама ходила слушать… В сорок пятом году зимой, ну, вот на Крещенье… Одна загадала: «Вот, давайте, — говорит, — сядем, услышим что — шум какой, машина или плач — это война ещё не кончится в этом году, а если песню услышим, то война должна кончиться». Она нас обчертила, она знала там слова какие, начали пять человек, сели и вот закрыли глаза все… Вдруг гармошка заиграла, а полночь уже, все спали, нигде никого не было… И ведь война вон кончилась в том году, в сорок пятом».
Е. Зуева.
■ Из газеты «Олонецкие губернские ведомости» от 30 декабря 1887 года
Корреспонденция из Каргополя
«…в Ошевенском погосте Каргопольского уезда и прилегающих к нему деревнях святки продолжаются почти целый месяц, именно с 4 декабря, т. е. с Варварина дня, или, точнее, с Николина дня (6 дек.) – также включительно по 4 января. Такая продолжительность святок, по отзыву крестьян, ведёт своё начало от глубокой древности. Несмотря на это, святки здесь проводятся так же, как и в деревнях с короткими святками, и ничем особенным от последних не отличаются. А суть деревенских святок известна почти всякому: хождение «снарядих» или «наряженных» по вечеринкам и по избам соседей, хождение «слушать» по задворкам, гумнам, амбарам, баням и преимущественно на перекрёстки дорог и т. п. Иногда бывают на вечеринках сценки, виновниками коих те же «снарядихи». Сценки касаются недалёкого прошлого – «водить Мишку косолапого» (мужика в медвежьей шкуре, который и проделывает разные штуки), или же водят лошадь, петуха и др. животных, смотря по способностям любителей-мужичков, роль каких животных они выполнят естественнее… Словом, и в деревне святки доставляют немало утехи тому, кто любит веселиться».