25 апреля, четверг
ОБЩЕСТВО
16:39 / 20 января 2021
166

Святки по-каргопольски

Мы до сих пор следуем многим новогодним и рождественским обычаям. Например, в наших северных краях традиционно бытует поверье о первом посетителе на Новый год, Рождество и Крещение. Мол, если это мужчина, значит, год будет удачным.

Но на Святки сегодня мало кто гадает, разве что проводятся различные игровые программы.

А когда я училась в школе (в начале нулевых), гадания, хоть и осовремененные, ещё были в ходу. Мы обычно вызывали «чёртика» (чертили круг с алфавитом и иголкой на нитке «читали» ответы на свои вопросы), выливали воск в миску с водой и толковали получившиеся фигурки, гадали на ложках и т. п.

Мне стало интересно, какие гадания бытовали в наших краях ранее, и как они со временем трансформировались. Поэтому я обратилась к материалам, собранным учёными-фольклористами, а также послушала «гадальные» истории.

Как мы жировку водили

В студенческие времена на Святки мы собрались вчетвером погадать с незамужними подружками. Одна из них, родом из Холмогорского района, вспомнила бабушкино гадание. Взяла решето, положила в него 4 предмета — по одному в каждый из четырёх секторов: кольцо, хлеб, печину (кусочек глины от печи) и уголёк. И накрыла решето платком. Затем поворачивала решето со словами: «Уж я жировку вожу ко святому вечеру, ко святому Васильевскому. Жировка маленька, окошки велики, косящатые, решетчатые. Не могла блоха скочить, коза скочила, рога увозила, хвост заломила. Выбери свой уголок!» И девушка должна открыть один уголок платка. Если найдёт кольцо — быть замужем, если хлеб — быть богатой, если уголёк — болеть, если печину — быть в печали.

Помню, мне попался кусочек хлеба — и, правда, в том году был достаток. А другой девушке досталось колечко — и меньше чем через год состоялась её свадьба!

Сон в руку

Если вновь вспомнить школьные времена, то на Святочной неделе, чтобы увидеть суженого во сне, мы перед сном причёсывались и клали расчёску под подушку. Подобные способы гаданий широко освещены в работах исследователей обычаев Русского Севера.

Например, в одной из них сообщается, что в с. Хотеново Каргопольского района Архангельской области бытовало такое рождественское гадание. В сочельник гадали на судьбу. Ложась спать, под голову клали пустой мешок и говорили:

«Ты, мешок порожний,

Я человек дорожный.

Сведи меня туда,

Где сегодним годом буду я».

И по сну, приснившемуся в эту ночь, толковали о том, что сулит будущий год.

А в другом селе — Тихманьге — девушки на Рождество «рубили колодец»: складывали из спичек колодец, призывая суженого прийти ночью поить коня.

Н. П. Макарова из с. Труфаново описала собирателям фольклора (в 1998 году), как «выгадала» своего суженого: «Меня тоже научила одна тётка Таисья… Вот, говорит, ложись спать в субботу и прочитай: «Воскресенье с понедельником, вторник со средой, четверг с пятницей. Суббота-сирота, покажи мне во сне моего суженого». Три раза прочитай и ложись спать. Ведь я точно его увидела».

Будет ли свадьба

В северных сёлах у девушек также бытовал обычай на Святки сыпать в колечки зерно и наблюдать, чьё колечко клюнет петух — той и замуж первой идти.

О. Черепанова в своей книге «Мифологические рассказы и легенды Русского Севера» отмечает, что «гадания о браке, преимущественно о замужестве, являются абсолютно преобладающими… В самых примитивных гаданиях ответ сводится к тому, будет свадьба или нет. Например, если девушка захватит из поленницы чётное число поленьев или в частоколе чётное число кольев, значит, выйдет замуж, нечётное — нет. Лишь в редких случаях гадают о том, богат или беден будет муж, злая или ласковая будет свекровь…»

Также девушки в полночь, не глядя, вытаскивали из поленницы полено и по его виду судили о будущем женихе. Если полено с сучьями — мужик будет горячий, ершистый, сколько сучков на полене — столько детей народится, если полено гладкое — мужик будет красивый, покладистый.

Ещё «пололи» снег, чтобы узнать, в какой стороне суженый живёт. На перекрёстке дорог садились на снег, растянув впереди себя заднюю часть подола платья, куда накладывали снег. Перебирали снег и приговаривали: «Полю, полю беленький снежок. Залай, залай, собачка, на суженой сторонке. Покрой, господи, землю снежком, а меня повойничком». А потом слушали — в какой стороне залает собака, там и суженый живёт.

«Выслушивание» судьбы

Многие исследователи упоминают о том, что в каргопольских сёлах были распространены так называемые выслушивания судьбы. Это гадания, цель которых — «услышать» адресованное гадающему предзнаменование. «Слушали» обязательно вне дома — на перекрёстке, в поле, у проруби — очертивши вокруг себя круг сковородником или кочергой. «Если услышат там — вот против какого дома гармошка заиграла, значит, ты в этом году замуж выйдешь. Если хлопнула доска или что‑нибудь застрогали, то в этом году будет покойник», — поведала З. Ф. Прялухина из с. Лядины студентам РГГУ в 1997 году.

Интересный случай рассказала тогда и А. А. Фадеева из с. Печниково: «Я сама ходила слушать… В сорок пятом году зимой, ну, вот на Крещенье… Одна загадала: «Вот, давайте, — говорит, — сядем, услышим что — шум какой, машина или плач — это война ещё не кончится в этом году, а если песню услышим, то война должна кончиться». Она нас обчертила, она знала там слова какие, начали пять человек, сели и вот закрыли глаза все… Вдруг гармошка заиграла, а полночь уже, все спали, нигде никого не было… И ведь война вон кончилась в том году, в сорок пятом».

Е. Зуева.

 ■ Из газеты «Олонецкие губернские ведомости» от 30 декабря 1887 года

Корреспонденция из Каргополя

«…в Ошевенском погосте Каргопольского уезда и прилегающих к нему деревнях святки продолжаются почти целый месяц, именно с 4 декабря, т. е. с Варварина дня, или, точнее, с Николина дня (6 дек.) – также включительно по 4 января. Такая продолжительность святок, по отзыву крестьян, ведёт своё начало от глубокой древности. Несмотря на это, святки здесь проводятся так же, как и в деревнях с короткими святками, и ничем особенным от последних не отличаются. А суть деревенских святок известна почти всякому: хождение «снарядих» или «наряженных» по вечеринкам и по избам соседей, хождение «слушать» по задворкам, гумнам, амбарам, баням и преимущественно на перекрёстки дорог и т. п. Иногда бывают на вечеринках сценки, виновниками коих те же «снарядихи». Сценки касаются недалёкого прошлого – «водить Мишку косолапого» (мужика в медвежьей шкуре, который и проделывает разные штуки), или же водят лошадь, петуха и др. животных, смотря по способностям любителей-мужичков, роль каких животных они выполнят естественнее… Словом, и в деревне святки доставляют немало утехи тому, кто любит веселиться».

Похожие материалы

Благоустройство 30.04
ФКГС 2024
Конкурс губернаторских грантов
Пьяный водитель
ПОПУЛЯРНОЕ
Неделя
Месяц
Год

Модуль опросов не установлен.


75 лет Победы    Агропром    Актуально    Антикоррупция    Архангельск    Безопасность    Безопасность дорожного движения    Бизнес    Благоустройство    Бюджет    Власть    Вопрос-ответ    Выборы    Госуслуги    Губернатор    День Победы    Дороги    ЖКХ    Закон    Здоровье    Здравоохранение    История    Капремонт    Конкурсы    Конституция    Коронавирус    Культура    Леспром    Молодежь    Мусорная реформа    Назначения    Наука    Нацпроекты    НКО    Новости Кенозерского парка    Область    Образование    Общество    Официально    Перепись населения    Природа    Происшествия    Промышленность    Районы    Россрестр    Связь    Семья    Собрание депутатов    События    Соцзащита    Спорт    Строительство    Твои люди, Каргополье!    Торговля    ТОСы    Транспорт    Туризм    Экология    Экономика    Энергетика   
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.