ОБРАЗОВАНИЕ
11:40 / 26 декабря 2020
147

Марина Сердцева: «Наши дети — самые талантливые!»

Декабрь 2020 года для Детской школы искусств № 11 стал юбилейным. Ровно 60 лет назад Каргопольская музыкальная школа приняла своих первых учеников. Много воды утекло в реке Онеге с тех пор, многое изменилось и в самой школе: помимо музыкального, здесь теперь работает отделение изобразительного искусства и дополнительных платных услуг. О том, чего удалось достичь коллективу ДШИ за пять лет, прошедших с предыдущего юбилея, мы беседуем с её директором Мариной Сердцевой.

— В эти годы Детская школа искусств № 11 (или наша школа), как и все такие же школы в стране, переживает острый период реформирования. Все силы директоров школ искусств всей страны были направлены на то, чтобы образовательные учреждения стали отдельной, совершенно самостоятельной структурой — Школой искусств, — отметила Марина Витальевна. — И надо сказать, что эти усилия увенчались успехом: в данный момент уже разработан соответствующий законопроект, благодаря которому школы искусств будут иметь особый статус образовательной организации дополнительного образования для одарённых детей. А это значит, что мы уже никогда не превратимся в кружки по интересам, в часть дополнительного образования, что очень значимо для нас.

На протяжении всех этих лет наша школа не только сохранила себя, но и устойчиво развивалась, благодаря высокопрофессиональным педагогическим кадрам, традициям художественного образования, заложенным основателями школы. Именно благодаря опытному преподавательскому составу нам удалось успешно перейти на предпрофессиональные программы. За этой фразой стоит огромный пласт работы, проделанной всем нашим коллективом: внесены изменения в устав, получены лицензии на основе установленных норм, написаны новые образовательные и рабочие программы, составлены новые учебные планы и локальные акты, регламентирующие деятельность многочисленных внутренних вопросов ДШИ, весь комплекс документации, учебного процесса приведён в соответствие с требованиями нового законодательства. Я думаю, люди, связанные с системой образования, поймут, насколько масштабным был процесс обновления в ДШИ № 11.

В настоящий момент в школе введены и успешно реализуются дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы, которые включают в себя 79 учебных программ, полностью соответствующих федеральным государственным требованиям!

— Что является приоритетным в работе педагогов школы?

— В приоритете нашей работы всегда были и остаются наши дети, наши ученики. Они у нас самые талантливые! Наши «звёздочки» побеждают в большом количестве областных, региональных, всероссийских и международных конкурсов, выставок и фестивалей. Так, только за последние пять лет в 129 конкурсах, фестивалях и выставках различного уровня защищали честь школы 1458 участников! 802 из них стали лауреатами и дипломантами таких ярких конкурсов, как «Будущее Поморья», где наши учащиеся — Андрей Николаев и Евгений Кожевников стали обладателями Гран-при, «Дельфийские игры», конкурса исполнителей на народных инструментах, «Маленький маэстро» и многих других. Цифра, согласитесь, внушительная. И можно только догадываться, сколько сил, времени, энергии потратили преподаватели для того, чтобы их ученики сумели заслужить эти награды.

Наши юные художники тоже покоряют сердца жюри всероссийского, регионального и международного уровней: «Синяя птица», «Красота Божьего мира», «Страна Помория», «Детский альбом» — вот только некоторые из них. Нельзя сказать, что всё это даётся легко, ведь даже финансовый вопрос участия в этих конкурсах (чтобы выехать к месту их проведения) является порой проблемным. И здесь надо отдать должное нашим родителям, которые изо всех сил стараются поддерживать своих детей и их преподавателей в этих начинаниях. Огромная им благодарность!

— Марина Витальевна, нельзя не заметить, что материально-техническая база ДШИ заметно улучшилась.

— А для этого коллектив школы прилагает много сил и времени. Кроме материально-технического обеспечения, мы стараемся создать безопасные и комфортные условия её функционирования. Одним из таких значимых мероприятий стало подключение в 2014 году наружных сетей водопровода к зданию отделения изобразительного искусства. Что ещё немаловажно? Школа не смогла бы развиваться так активно, если бы не поддержка государства на федеральном, региональном и местном уровнях. 2019 год для нас был более чем успешным: мы выиграли субсидию в рамках нацпроекта «Культура» в размере 1 млн 395 тысяч рублей на приобретение музыкальных инструментов. Ещё одним нашим огромным достижением стал капитальный ремонт здания, где располагается художественное отделение школы. Ремонт стал возможен благодаря поддержке администрации региона: деньги на его проведение были выделены из резервного фонда губернатора Архангельской области. Сейчас дети там учатся в комфортных условиях: в здании есть вода — и холодная, и горячая, тёплые современные санузлы, обновлены кровля и фасад здания…

Надо сказать, что в 2020 году нами была также выиграна ещё одна субсидия (около 10 млн рублей), которая будет потрачена на капитальный ремонт здания музыкального отделения школы. Начало ремонта намечено на 2022 год.

Отрадно, что по результатам независимой оценки качества, проведённой в 2019 году, среди 310 образовательных организаций Архангельской области мы в рейтинге учреждений дополнительного образования были на четвёртом месте.

Но для привлечения дополнительных средств на развитие школы мы и сами делаем немало. Коллектив активно занимается проектной деятельностью, которая направлена на взаимодействие с потенциальными партнёрами, в том числе с благотворительными фондами. Так, за последние пять лет по реализации проектов было привлечено более 500 тысяч рублей. Все средства были направлены на улучшение материально-технической базы школы. Надеемся, что это не последние наши участия в подобных проектах и программах.

— Как обстоят дела с кадровым составом? Хватает ли преподавателей?

— К сожалению, и нас кадровая проблема не миновала. Преподавателей не хватает. Но мы не опускаем руки. Нами ведётся большая работа по профориентации учащихся, и на данный момент 18 выпускников школы продолжают своё обучение в средних специальных и высших учебных заведениях. Мы очень надеемся, что со временем в школу вернутся молодые специалисты — наши выпускники, вольются новые молодые силы, и ещё не одно поколение каргопольской детворы откроет для себя мир музыкального и художественного искусства.

— Марина Витальевна, как пережили дети и педагоги дистанционное обучение этого года?

— Уходящий год стал для нас, как и для всех без исключения образовательных организаций, самым настоящим испытанием на прочность. «Уроки на расстоянии» стали своеобразным экзаменом для всех — для преподавателей, детей и их родителей. На практике при реализации программ в ДШИ дистанционные технологии в должном качестве никогда не применялись. Особой ценностью обучения всегда считалось живое общение педагога и ученика. Естественно, сначала мы испытали растерянность и смятение: как организовать обучение музыке и изоискусству на расстоянии? В отличие от общеобразовательных школ, учреждения дополнительного образования не имели сетевых платформ и инструментов, применяемых для организации учебного процесса в системе общего образования. Но времени на раздумья не было, и тут надо отдать должное нашим преподавателям. В очень короткое время они мобилизовали все свои силы. Буквально за два дня педколлективом был разработан план, определены направления работы. Преподаватели приложили все свои знания по информационным технологиям, какие у них имелись на тот период времени, и создали уникальные программы, видеоуроки, которые транслировали на страничке нашей школы «ВКонтакте» и официальном сайте школы. Поначалу на подготовку и запись каждого такого урока уходило до девяти часов! Режим работы был практически круглосуточным. Но преподаватели не сдавались, самостоятельно прошли обучение на онлайн-семинарах и практикумах, и к концу дистанционного обучения каждый урок готовился уже где‑то в течение получаса. Теперь каждый преподаватель может общаться со своим учеников в онлайн-формате. Хочется отметить и наших родителей: в это непростое время они проявили терпение и выдержку, сумели так организовать самостоятельное обучение на дому, что ни один день «удалёнки» не прошёл впустую. Вместе с детьми они были всегда на связи со своим преподавателем. Но у этого обучения на расстоянии, как мне кажется, есть и свои плюсы: дети проявили себя, как настоящие бойцы, научились работать самостоятельно и теперь намного увереннее чувствуют себя на сцене. Да и для наших педагогов умение работать дистанционно также может пригодиться в будущем: во время командировок или находясь на больничном они также смогут общаться со своими учениками вживую, не прерывать процесс обучения. К слову, общение на расстоянии с нашими подписчиками в соцсети помогает нам и при подготовке к юбилею школы. Ежедневно «ВКонтакте» на страничке «Каргопольская детская школа искусств» мы ведём своеобразную летопись в интерактиве: рассказываем об истории создания нашего учебного заведения, о наших сотрудниках, готовим видеофильмы и многое другое. Юные художники также имеют возможность организовывать здесь свои онлайн-выставки.

— Какой вам видится школа искусств в перспективе?

— Убеждена: чтобы школа имела будущее, она должна соответствовать духу времени. Продолжая развитие академической школы, традиционных наших направлений — лепки каргопольской игрушки, росписи, прикладного творчества, мы должны находить новые ресурсы развития школы — это требование времени. Сегодня мы говорим о новой эпохе цифровых возможностей. Думаю, что образовательное учреждение должно быть полностью оснащено всей необходимой материально-технической базой, которая позволит создать нам школу нового поколения. В моём видении — это в широком доступе электронные учебники, хорошо оснащённые кабинеты теоретических дисциплин и изобразительного творчества, безусловно, полностью обновлённый парк музыкальных инструментов. Новое законодательство в этом отношении даёт большие возможности, но и накладывает на каждого преподавателя большую ответственность за качество преподавания, сохранение устойчивого интереса учащихся к обучению. Мы живём в век новых технологий и высокого профессионализма во всех областях науки и искусства. И сфера художественного и музыкального образования в данном случае не является исключением.

— Марина Витальевна, ваша школа находится в центре города и является своего рода арт-объектом, внешний вид которого должен соответствовать этому статусу. Кто помогает вам содержать здание школы и прилегающую к ней территорию в таком отличном состоянии?

— Искреннюю благодарность за это хочется выразить нашему техническому персоналу. Эти люди невидимого фронта делают огромную работу, чтобы учебный процесс протекал в комфортных условиях. На первый взгляд, эта работа вроде бы и не так заметна, но на самом деле она — одна из самых важных. Благодаря труду этих людей — бухгалтеров, секретаря, электрика, гардеробщиц, дворника и, конечно же, техничек — наша школа многие годы остаётся самой красивой, самой чистой, является украшением города, его лицом.

— Поделитесь мечтами относительно развития школы.

— Конечно, мечты у нас есть, но пусть они пока останутся неозвученными. Я считаю, что самое главное в любой успешной работе — это ставить задачи и постепенно их решать, двигаясь к намеченным высотам, тогда и мечты реализуются, воплотятся в жизнь.

— Что пожелаете своему коллективу, своим ученикам в юбилейный год?

— Всему коллективу хочется пожелать крепкого здоровья, творческой неиссякаемой энергии, которая бы всё время била ключом. Ведь давно известно, что движение — это жизнь, поэтому надо безостановочно двигаться вперёд. Конечно, на пути нас то и дело подстерегают трудности, которые всегда были, есть и будут, но нужно стремиться к их преодолению, учиться выходить победителями из различных сложных ситуаций.

60 лет: много это или мало? Как считают сами юбиляры, в этой цифре скрыто и то, и другое. МНОГО, потому что несколько десятков выпускников получили в стенах школы искусств знания, творческое развитие, добрую поддержку и заботливое внимание преподавателей. Для каждого поколения она была своей, особенной, но всегда родной и любимой, так как традиции школы свято сохраняются и передаются из года в год. И пусть далеко не все из выпускников стали профессиональными музыкантами или художниками, но для многих искусство стало необходимой частью жизни и останется в ней навсегда. МАЛО, потому что коллектив этого образовательного учреждения отличается высокой работоспособностью, стремлением к новым высотам. Благодаря знаниям, педагогическому мастерству всего коллектива, школа находится в творческом развитии. Она по‑прежнему молода, неиссякаема на таланты, изобретательскую инициативу, творчество, новизну.

ПОПУЛЯРНОЕ
Неделя
Месяц
Все

Предложите новость

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку технических файлов Cookies.