Елена Шмелёва: «Дети заряжают позитивом»
Каким человеком вырастет ребёнок… Станет ли он добрым, общительным, уверенным в себе… Это во многом зависит от воспитателя, его ежедневного труда, такта, умения разглядеть и раскрыть таланты и способности. А что для этого нужно? В первую очередь, любить детей, понимать их индивидуальность и, конечно, уважать, направлять — не только словом, но и делом. Такого принципа в работе придерживается Елена Шмелёва, которая трудится воспитателем в Казаковской начальной школе-детском саду уже более двадцати лет.
С раннего утра к Елене Викторовне бегут её воспитанники. Именно ей, своей второй маме, они доверяют самые сокровенные тайны, делятся радостями и переживаниями, что говорит о безусловной любви к своему педагогу. Занятия проводятся в игровой форме, а значит, маленьким крохам некогда скучать или шалить — они всегда заняты интересным и полезным делом. Так, шаг за шагом Елена Викторовна даёт им элементарные представления о жизни, обучает математике, развитию речи, рисованию, но самое важное, по её словам, — сформировать в них такие качества, как доброта, отзывчивость, уважение к людям.
— Мне очень нравится быть воспитателем, хотя изначально работать по этой профессии я не планировала. После окончания школы поступила в Каргопольское педагогическое училище, где обучалась по специальности «учитель начальных классов». Я очень люблю детей, поэтому и выбрала это направление. Ещё обучаясь в школе, брала шефство над младшими, придумывала для них интересные задания. Мне всегда хотелось быть учителем, но в 90‑е годы была безработица, и так получилось, что стала воспитателем. Сейчас, к слову, об этом нисколько не жалею. Мне даже муж говорит: «Не всем удаётся быть на любимой работе, а вот тебе в этом плане повезло». Больше всего мне нравится общаться с детьми, наблюдать за их поведением, слушать заливистый смех.
Кстати, бывает и такое, что ребятам самим удаётся рассмешить свою воспитательницу, ведь их высказывания зачастую не соответствуют возрасту, а идут впереди него. Или же наоборот, они наивны и просты в своём речевом оформлении, но всё равно заставляют взрослого человека невольно улыбнуться. Последнее свойственно малышам, с которыми сейчас и работает Елена Викторовна. В числе её воспитанников двенадцать любознательных, подвижных и веселых ребятишек разного возраста — от 1,5 до 3 лет (в этом году к основному составу прибавится ещё четверо непосед). Каждый из них со своим характером и привычками, поэтому главным критерием, которым руководствуется Елена Викторовна, является дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей, склонностей, темпов развития.
— Дети раннего возраста — это открытые души, они такие доверчивые, непосредственные. Был период, когда мне в конце зимы пришлось уехать из деревни на некоторое время. Когда вернулась, снег уже растаял. Встречаемся с детьми, я задаю им вопрос: «Ребята, а где же снег?» Они отвечают: «Убежал». Я их снова спрашиваю: «А куда убежал?» и тут же подсказываю: «Рас…». В ответ выразительно прозвучало: «Раз, два, три!» И таких примеров много. Так что с детьми я не устаю, а наоборот отдыхаю и заряжаюсь позитивом.
Елена Викторовна всегда доброжелательна, внимательна и тактична не только в общении со своими воспитанниками, но и с родителями, чем заслужила их безграничное уважение. Надо сказать, что в организацию жизнедеятельности группы они вовлекаются очень активно: делают различные поделки, игрушки, шьют костюмы для детей и участвуют во всех праздничных и спортивных мероприятиях. Среди своих коллег Елена Викторовна также снискала авторитет и уважение — она тот человек, на которого можно положиться в любом деле. В ней удивительным образом сочетаются огромное трудолюбие, любовь к своей профессии, стремление к совершенствованию педагогического мастерства. Эти слова подтверждает и директор Казаковской начальной школы-детского сада Марина Абакумова:
— Елена Викторовна — воспитатель с высоким творческим потенциалом, успешно применяющий в своей профессиональной деятельности новые современные подходы. Она всегда в курсе всех инноваций, выступает на курсах, семинарах, методических объединениях учреждения и района. Этот педагог умеет находить сильные стороны и перспективы развития каждого воспитанника. Она отмечает даже маленькие достижения ребёнка, демонстрируя его успехи сверстникам, родителям и другим педагогам ДОУ. Также для неё важно не только анализировать уровень усвоения программного материала воспитанниками, но и оценивать свою деятельность, совершенствовать её.
За годы работы в детском саду Елена Викторовна разработала и систематизировала большое количество развивающих упражнений, игр, конспектов занятий, поэтому для вновь пришедших молодых специалистов она является ещё и опытным наставником. К ней обращаются за советом, методическими материалами. А сколько конкурсов, сценариев она использует в своей профессиональной деятельности. На занятиях, прогулках она воспитывает у детей патриотические чувства к своей малой родине, разучивает с ними стихи, песни, учит любить домашних питомцев и беречь игрушки, читает удивительные сказки, проводит различные мероприятия, в том числе и в музейном формировании «Горница», которым заведует (создано на базе Казаковской начальной школы-детского сада).
Свободное от работы время Елена Викторовна любит проводить в огороде, производить посадки. С большим удовольствием она выращивает на своём участке и различные цветы, кустарники, которые радуют глаз в летне-осенний период. Также одним из её увлечений является чтение художественной литературы.
— Любовь к книгам мне, наверное, от папы передалась. Пойдёт он, бывало, баню топить. Проходит какое‑то время, а дым из трубы не идёт, и папы нигде не видать. Приходит мама проверить, как дела идут, а он сидит в предбаннике за книгой, позабыв обо всём на свете, — рассказывает Елена Викторовна.
Стоит отметить, что эта замечательная женщина, кроме своих дошколят, имеет ещё и четверо родных детей, которыми по праву гордится. Алексей окончил военно-морской институт им. Петра Великого (г. Санкт-Петербург) и теперь командует электронавигационной группой сторожевого корабля в Калининграде, дочка Соня пошла по маминым стопам и работает олигофренопедагогом в Вологде, Николай — специалист по продажам в Санкт-Петербурге. Эти дети уже взрослые, разъехались по разным городам, а вот Антон пока ещё не покинул родительское гнёздышко. Учится он в 9‑м классе, и, по словам Елены Викторовны, очень любит «сидеть» в компьютере, но не с целью поиграть в виртуальные игры (как это делают многие другие школьники в наше время), а чтобы изучать языки программирования: в будущем Антом мечтает стать программистом.
Дарья ГОРДЕЕВА.
Фото автора