«Режиссёр – ответственный за весь спектакль, но душу на сцене зрителям отдаёт актёр»
Каргопольский народный театр — лауреат Всероссийского фестиваля-конкурса любительских творческих коллективов в рамках национального проекта «Культура». Мы поговорили с Ириной Ромшиной, режиссёром Каргопольского народного театра. О победе в конкурсе, о спектакле, о секрете успеха читайте в нашем интервью.
— Ирина Александровна, расскажите о конкурсе, в котором вы принимали участие.
— Всероссийский фестиваль-конкурс любительских творческих коллективов проводится уже второй год. Его организаторами являются Министерство культуры РФ и Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова. В этом году было 255 коллективов из 85 регионов страны. Объявлено 5 номинаций: театральные, цирковые и хореографические коллективы, академические хоры и духовые оркестры. Участники отбирались от каждой области, по одному коллективу в каждой номинации. Наш Каргопольский народный театр на конкурс выдвинул областной Дом народного творчества.
К сожалению, отборочный этап прошёл в режиме онлайн из-за пандемии. Нам нужно было отправить отрывки из спектакля. После жюри выбрали лучшие работы — жюри было очень серьёзное. Для нас очень важно, что оценивали профессиональные режиссёры. Из 255 участников выбрали 60 финалистов. Думали, что второй тур пройдёт очно, но это тоже не получилось, поэтому отбирали также онлайн. Из 60 было выбрано 20 победителей. Театральных коллективов выбрали 7, это была самая многочисленная номинация, в ней участвовало 72 коллектива. Получилось так, что мы всё-таки попали в эту семерку. 5–6 октября в Москве предполагается гала-концерт, где будет проходить награждение победителей.
— Расскажите о спектакле, который принёс вам победу.
— Спектакль «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана, написанной в 1928 году. Она долгое время была запрещена. Меня зацепила сама пьеса, её тема. Этот спектакль мы впервые поставили в 2019 году в Каргополе. Мы ежегодно выезжаем на областные фестивали, на которых в обязательном порядке должны участвовать, так как имеем звание «народный коллектив». Мы поставили спектакль, привезли его на областной конкурс и получили две награды: «За лучший спектакль» и «За лучшую мужскую роль второго плана». В жюри тогда была Марина Куц, заведующая отделом театрального искусства Государственного Российского Дома народного творчества им. В.Д. Поленова. Она впервые побывала в Архангельской области, увидела наши северные театры, узнала нашу культуру, самодеятельность. Когда встал вопрос, кого отправлять на все- российский фестиваль, она предложила наш театр, вплоть до того, какой отрывок мы можем отправить.
— Как вы считаете, в чём залог успеха вашего театра?
— У меня в каждом спектакле есть дебютанты. Более опытные актеры и я стараемся помогать им, дотягивать их до планки, которую мы поставили. У нас в этом спектакле играла изумительная женщина Татьяна Сергеевна Макарова. Это был её дебют. Она музыкальный работник детского сада «Белоснежка». Я её случайно увидела на одном из мероприятий, попросила, чтобы она у нас участвовала в новой постановке. Татьяна Сергеевна волновалась, но её роль хорошо приняли зрители.
В чём секрет? Всем актёрам нравится этим заниматься, нравится проводить время, потому что это творчество, которое заставляет работать голову, фантазию, вносить свою душу в данный образ, который предложен режиссёром. Все вместе и каждый отдельно, мы создаём эти образы. У нас очень тёплые взаимоотношения друг с другом. Я считаю, что это составляющая успеха, когда все понимают, любят и поддерживают друг друга. Я очень благодарна моим артистам за то, что они отрываются от своих дел. Театр — это очень серьёзная работа, чтобы поставить спектакль нужно полгода репетировать. Сначала по частям, потом всё это соединяем, после работаем с декорациями, костюмами, музыкой.
— Как вы подбираете актёров для спектаклей?
— Есть определённый костяк людей, которые очень давно ходят в народный театр, не только ко мне, до этого были другие руководители. Ежегодно появляются новые актёры. Радует, что в театр приходят молодые ребята, им это интересно. Могу сказать, что все, кто приходят в театр, это творческие люди.
— Поделитесь, какие качества помогают вам руководить театром?
— У меня любимая профессия, и этим всё сказано. Есть работа, а есть судьба. У меня как-то идёт это по жизни, начиная с 6 класса, когда я пришла на сцену Дворца культуры в Архангельске. Тогда и пошла с самодеятельностью рука об руку. Потом — Культпросвет училище, после — Институт культуры заочно. Я никогда не думала о выборе профессии, потому что была театром охвачена с детства. Это мой мир, которым мне хотелось поделиться с другими. Творчество — это дело такое, каждый раз ты от- метаешь все предыдущие победы, заново рождаешься.
Наверное, это приходит с опытом, когда ты можешь видеть людей не только внешне похожих с персонажем, которого нужно сыграть, но и душой, самое главное. Может быть, многолетний опыт помогает мне, я уже редко ошибаюсь. Ещё люди очень талантливые в Каргополе, всех возрастов, границ их творчеству нет. Они очень серьёзно относятся к театру. Они приходят и работают. Два-три раза в неделю у нас проходят репетиции. У нас такое условие, что мы приходим и забываем о том, что у нас происходит в будние дни, окунаемся в мир театра и творчества, в мир пьесы и спектакля.
— Ирина Александровна, что бы вы ещё хотели отметить в завершении нашего разговора?
— Театр — искусство коллективное. Конечно, режиссёр — ответственный за весь спектакль, но душу на сцене зрителям от- даёт актёр. Если он этим проникся, этим живёт, ему это нравится, то это сразу на- ходит отклик у зрителя в зале. Они верят в то, что делают на сцене, поэтому и получают такой отклик от зрителей. С этим спектаклем это напрямую связано. Актёрам очень нравится эта пьеса, они с удовольствием играют этот спектакль, и чем дальше, тем глубже. Главный человек в театре — это актёр. На всех кон- курсах отмечали, что у нас очень сильные актёры, ещё и умные.
Нужно отметить Андрея Агапитова, так как у него главная роль. Очень много завязано на нём. Это сложнейшая роль. Пьеса «Самоубийца» включена в список лучших пьес XX века. Это золотой фонд драматургии не только России, но и мира. Я думаю, что это здорово, что вообще мы берёмся за такой сложный материал, потому что это интересно. Есть над чем работать, есть над чем думать.
— Будете ли вы показывать спектакль «Самоубийца» в Каргополе ещё раз?
— Я думаю, что после пандемии или по приезду из Москвы покажем этот спектакль. Хотелось бы, чтобы на него пришли старшеклассники, студенты, молодёжь. Думаю, что хоть один спектакль, но мы поставим.
Е. Ушакова