25 апреля, четверг
ТВОИ ЛЮДИ, КАРГОПОЛЬЕ!
10:09 / 27 июня 2020
234

Тамара Водяницкая: «До сих пор работаю в удовольствие»

Тамара Серафимовна Водяницкая, народный мастер России и мастер народных художественных промыслов Архангельской области, в этом году отмечает 45-летие своей трудовой деятельности в качестве мастера-игрушечника. Юбилейной дате посвящена выставка её работ, которая открылась 26 июня в ЦНР «Берегиня».

В преддверии этого значимого события я побеседовала с мастерицей о её пути в эту творческую профессию.

— Тамара Серафимовна, насколько я знаю, творчеством вы занимаетесь с детства?

— Лет в десять-одиннадцать я попробовала вырезать из дерева. Взяла берёзовый чурбачок, нарисовала и потихонечку начала вырезать. Трудновато было, но я резала. Отец заметил моё мучение, привёз мне ольху, которая мягче, и дал свой хороший нож. Я вырезала белочку, медведя, верблюда.

Потом, когда у нас ремонтировали дом, мы переехали в сторожку у действующей церкви. Жилище приводили в порядок, была привезена глина для печки. Вот из неё я стала лепить – чашечки, тарелочки всякие. Клала на доску и сушила на солнышке. Слепила змею, потом стала делать человечков.

— Никто вас этому не учил?

— Нет, но меня почему-то тянуло к этому. Я не представляла, что в будущем стану глиняной игрушкой заниматься. Пластилин раньше сложно было достать, так   из глины пробовала лепить. А когда мы переехали обратно в свой дом, эти занятия я забросила.

— Как же вновь ступили на творческую дорожку?

— Я вышла замуж, мы уехали в Коми, потом вернулись обратно в Каргополь. Я купила выжигательный набор и обжигала досочки. Их случайно увидел Александр Петрович Шевелёв, организатор цеха мастерской игрушки каргопольского филиала предприятия «Беломорские узоры». Он спросил, не могла бы я прийти к ним работать. А я в то время работала на стройке и неплохо зарабатывала, поэтому сомневалась, стоит ли оттуда уходить. Посоветовалась с мужем, и мы решили сходить посмотреть мастерскую «Беломорских узоров». Там мне понравилось, лепка и обжиг заинтересовали. Мы пришли домой, и муж сказал, что пока молодая, на стройке работать легко, а потом тяжело будет. А что до денег – справимся как-нибудь. Так и решили, что ухожу со стройки.

Когда я пришла в «Беломорские узоры», сначала налепила собачек — как настоящих, вылепила лапки и т. п. Пришёл Александр Петрович, посмотрел и говорит: «Такое у нас не идёт, надо ножки-столбики и всё». Тогда я слепила собачку по традиционным канонам, потом козочку. Александр Петрович работу принял и сказал: «Сегодня посмотришь, как я тройку леплю, а завтра сама будешь лепить». Пока я смотрела, казалось, что это просто. А когда пришла на следующий день и стала сама лепить – плохо удалось. Наставник подправлял коней, которые были неуклюжими, «страшненьких» людей. Наверное, если б сейчас увидела те первые тройки, мне было бы за них стыдно.

Со временем стало получаться хорошо. Однажды Александр Петрович взял из обжига мою тройку и подумал, что это его работа. А я сказала: «Это моя тройка, я на ней снизу точечку поставила». Тогда он ответил: «Всё, Тамара, тебя можно «сажать» полностью на тройки». А через полгода стал учить меня делать утушек. В первый день я эту утушку долго «мусолила», не могла никак настроить – не свистит и всё! Месяца два промучилась, тренировалась, даже раньше всех на работу приходила. И утушки засвистели, стала лепить их 10–15 в месяц. В них ведь главное свист, палочку надо прямо вертикально поставить, потом поднимать животик и убирать эту глинку, а если немного в бок — свиста не будет.

Под наблюдением Александра Петровича я работала примерно год. Освоилась, делала сначала 4–5 троек в день, года через четыре — уже по 10 и даже 13, бывало. Это когда стала работать самостоятельно, немного по своей технологии. В последние годы работы в «Беломорских узорах» я уже сдавала по 40 готовых троек в месяц и штучек 300 утушек. Сама стала обучать мастериц.

— Расскажите, как вы оказались в центре народных ремесел «Берегиня», где трудитесь до сих пор.

— В «Беломорских узорах» шли разговоры о сокращениях и даже закрытии предприятия. Я перешла к предпринимателю Марине Марковой из Москвы, она предложила хорошую зарплату. Но на второй год уже платила меньше. Я хотела вернуться в «Узоры», но Лидия Ивановна Соколова организовала встречу с архангельским деятелем культуры Ю. П. Окуневым. Он выделил деньги, нам дали здание, выкупили печи, глиномялку. Просчитали план, и мы стали работать налегке, творчески. Так работали до 1993 года, потом переехали уже в здание теперешней «Берегини», постепенно расширился и коллектив.

Мне здесь нравится, коллеги хорошие. Так что до сих пор работаю в удовольствие, тянет меня сюда. Приду в «Берегиню» и будто отдыхаю – леплю и крашу, и не надоедает.

Однажды к нам пришёл искусствовед А. Н. Фрумкин и спросил, почему мы не подаём на звание народных мастеров. И помог нам – собрал игрушку и повёз на художественный совет в Москву. Потом нас туда пригласили и вручили удостоверения народных мастеров (в 1995 году). После этого мы стали ездить по командировкам – теперь постоянно участвуем в выставках и фестивалях.

— Зависит ли «производство» игрушки от настроя, или уже «автопилот» включается?

— Вот лепила я, например, птицу Сирин, по 25 штук. Накладываю рисунок, а меня спрашивают: «Тамара, где ты берёшь эти рисунки?» А я отвечаю, что из головы. Я же смотрела на те узоры, которые раньше делали мастера. Иногда одинаковые получаются, иногда разные. Вдумчиво подбираю краски – какая к какой подойдёт.

В «Беломорских узорах» у нас был какой-то яркий «разбег» – красный платок, синяя шуба. А работая в «Берегине», мы уже походили по музеям, изучили каргопольскую игрушку. На заказ можем покрасить как угодно, а традиционную игрушку расписываем по канону – 3–4 тона, не больше, без аляповатости.

— У каргопольского мастера И. В. Дружинина игрушка была классическая, неяркая, у У. И. Бабкиной – более красочная, фантазийная. Вам чья манера ближе?

— Ближе дружининская манера, более спокойные натуральные тона. Баба Уля так полюбила яркую синюю краску, которую ей из Москвы привезли, что красила ею даже коровок. А до этого она использовала для окраски желток, траву, сажу, молоко.

Когда из «Беломорских узоров» к нам пришла Марина Федосеева, мы ей поначалу тоже подсказывали, что не нужно накладывать много ярких цветов, деталей. Ушки у животных мы, например, только обводим, а она ставила белые круглые пятнышки, которые слишком выделялись. Теперь она уже в традиции работает.

Я её обучила и тройки делать. Поначалу выходили тяжеловатые кони, но Марина научилась снимать лишнее, у неё уже хорошо получается. А теперь хочу научить и церкви делать.

— Глиняные копии каргопольских храмов – это же ваша идея?

— Да, это моё детище. Идея родилась давно, но я боялась, что будет запрет от церкви. А потом меня попросили слепить на заказ один из каргопольских храмов. И я попробовала, придумала, как сделать крышу, отверстия, чтобы быстрее сох. Лепила по фотографии, ходила смотреть церковь вживую — со всех сторон.

Потом заказчик попросил изготовить сразу девять церквей, которые когда-то были в Каргополе, а теперь утрачены. Принёс фотографии, и по ним я слепила.

Далее сделала и колокольню. Её хорошо берут в лавке, ведь это символ города. Вот недавно только выполнила московский заказ на пять церквей, слепила, но пока из-за режима самоизоляции не раскрасила.

Сейчас я специализируюсь в основном на тройках, утушках, птицах Сирин и церквях.

— Лепите ли вы что-то для себя?

— Помню, когда работала в «Беломорских узорах», слепила Мефистофеля (пепельницу), не на продажу, а ради интереса. Обычно ту игрушку, которую я приносила домой, отдавала потом гостям. Пробовала дымковскую игрушку делать, но только для близких. Изделия других мастеров у меня дома есть, а свои не задерживаются, все раздариваю.

— Какие работы вы приготовили для нынешней выставки?

— Из нового – будет композиция, как шла заготовка леса, как брёвна раньше вывозили на лошадях. Ещё разработала «банный» сюжет: избушка, словно в разрезе – внутри печка, мама с ребёнком на лавочке, рядом девочка, папа с ушатом.

Наряду с большими тройками я делаю и маленькие. Однажды нам поступил заказ на маленькую копию тройки, для Японии, где любят всё мелкое. Я слепила троечку размером 12–15 см, и заказчику она понравилась. Мы стали делать такие и на продажу. Иногда спрашивают игрушку поменьше — туристам её проще увезти. А большие изделия берут как серьёзный подарок.

Однажды мы поехали в Москву на фестиваль, и директор нам сказал – нужно представить крупную игрушку, с размахом. В итоге я сделала колокольню 80 см высотой — долепливала её уже стоя — и крупную церковь.

— Как вы считаете, что нужно вложить в своё произведение мастеру, чтобы глина «ожила» и игрушка «заиграла»?

— Обязательно душу вложить! Когда я обучаю лепке, говорю – посмотри на свою игрушку и спроси себя – хочешь ли сама её купить? Если самой хочется купить, то и народ купит.

В «Беломорских узорах» гнались за количеством, не подправляли – и так сойдёт, так как нужно было выполнять план. А теперь мы действительно работаем с душой – и Надя Пригодина, и Оля Фарутина, и Марина Федосеева. Мне тоже Александр Петрович говорил: «Вот ты выкрасила троечку и посмотри, купишь ли её сама?»

Я всегда с любовью относилась к своей работе. Вот так и Таня Панина, наш мастер по ткачеству, говорит: «Еле дождусь, когда идти на работу!» Если работаешь с любовью и желанием, то развиваешься, придумываешь новое, а не едешь по накатанной.

— Кто-то из ваших близких увлёкся лепкой?

— Дети нет, а вот внучка Лада увлеклась. Она занималась в «Берегине» у Ольги Фарутиной три года, получила звание мастера. Делает маленькие игрушки – так называемые бирюльки. Внучка также лепит из пластилина, рисует. Пока она студентка, учится, но, возможно, потом придёт на моё место. У Лады есть интерес именно к каргопольской игрушке, вот буквально недавно просила меня принести глины, чтобы полепить. Не раз она побеждала в различных конкурсах, так что не исключаю, что в будущем именно Лада меня заменит.

Елена Зуева.

Фото из архива О. Фарутиной

Похожие материалы

Благоустройство 30.04
ФКГС 2024
Конкурс губернаторских грантов
Пьяный водитель
ПОПУЛЯРНОЕ
Неделя
Месяц
Год

Модуль опросов не установлен.


75 лет Победы    Агропром    Актуально    Антикоррупция    Архангельск    Безопасность    Безопасность дорожного движения    Бизнес    Благоустройство    Бюджет    Власть    Вопрос-ответ    Выборы    Госуслуги    Губернатор    День Победы    Дороги    ЖКХ    Закон    Здоровье    Здравоохранение    История    Капремонт    Конкурсы    Конституция    Коронавирус    Культура    Леспром    Молодежь    Мусорная реформа    Назначения    Наука    Нацпроекты    НКО    Новости Кенозерского парка    Область    Образование    Общество    Официально    Перепись населения    Природа    Происшествия    Промышленность    Районы    Россрестр    Связь    Семья    Собрание депутатов    События    Соцзащита    Спорт    Строительство    Твои люди, Каргополье!    Торговля    ТОСы    Транспорт    Туризм    Экология    Экономика    Энергетика   
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.