Александр Быков: «Главное, что каргопольская игрушка существует»
Коллекционер и один из создателей частного музея «ТрадАрт» об особенностях промысла, его истории и перспективах
«Дорогу занесло снегом, и автобусы не ходили. В окошке автостанции посоветовали: «Ждите молоковоз». И вот рано утром мы сели на бочку, кое‑как закрепили рюкзаки и, держась за поручни, поехали. Шофёр вёл машину лесными дорогами и высадил нас, не доезжая Печникова, оттуда мы добрались до Гринёва. Маленькая избушка, какой‑то скот прямо в доме. Помню, как Ульяна выносит и ставит на лавку таз, полный игрушек, — было здорово и интересно».
Так состоялось знакомство московского коллекционера Александра БЫКОВА с Ульяной Бабкиной. Александр Владимирович, зоолог по профессии, увлёкся собиранием игрушек в середине 1960‑х, когда учился в университете. Впервые увидел каргопольскую игрушку у знакомых. По его словам, в ту пору не было человека на факультете, который бы не имел представления об этом народном промысле. Во время той же поездки он познакомился с другим мастером — Сергеем Дружининым, а в последующие годы объездил значительную часть крестьянских мастеров в Каргополе.
Александр Быков собирает игрушку по России и миру. В 2012 году в Москве на базе двух коллекций — его и его сокурсника по университету А. Н. Миронова, сыном последнего — Кириллом Александровичем Мироновым, был создан частный Музей традиционного искусства народов мира «ТрадАрт». В собрании «ТрадАрта» хранится более 50 000 артефактов. Это не только глиняные и деревянные игрушки, но и традиционная живопись, набойка, вышивка, ритуальные предметы из дерева, металла и кости различных народов Африки, Азии, Южной Америки и Австралии. В мастерской музея под руководством А. Быкова создан каталог всех наличных предметов. Они атрибутируются, реставрируются, описываются и фотографируются, а затем заносятся в каталог.
— Два-три раза в год проводятся экспедиции в разные страны мира для сбора материала, — рассказывает Александр Владимирович. — Традиционная живопись и народная игрушка из глины, папье-маше, ткани и металла собраны в странах юго-восточной Азии, Китая, относительно слабо представлены игрушки из бесконечной по обилию центров их производства Японии. Сейчас работаем в Индии и в Индонезии. Особый раздел представляет африканская традиционная скульптура. Достаточно разнообразен материал и из Южной Америки.
Долгое время у «ТрадАрта» не было своего выставочного зала, и выставки проходили в различных музеях в Москвы, а также в различных регионах России. Кстати, игрушки из моего собрания выставлялись и в Каргополе, где‑то в 1980‑х годах. В 2017 году создан филиал в Угличе — «Музей народной игрушки и традиционного творчества», где размещена постоянная экспозиция и регулярно проводятся тематические выставки.
— Александр Владимирович, чем вызван такой интерес к коллекционированию игрушки?
— Я рассматриваю игрушку как объект истории, этнографии и в последнюю очередь как художественный объект.
Каргопольская игрушка интересная, очень самобытная, история этого промысла существенно отличается от остальных. Масса общих черт в истории промыслов между вырковской, александро-прасковьинской, хлудневской, филимоновской игрушкой, все они не похожи друг на друга, но каргопольская стоит особняком, не изобразительно, не художественно, а своей историей. Хотя бы тем, что в ней редко встречается свисток. Каргопольская игрушка — я имею в виду то её направление, которое было задано работами И. Дружинина, а позже преломилось в рамках «Беломорских узоров», это, скорее, мини-скульптура, очень интересная и очень богатая. Она изначально была рассчитана на городского покупателя, для постановки между оконных рам.
Насколько современная игрушка соответствует традиционной — вопрос бессмысленный. Как есть так и есть. Большое влияние на неё оказала, как это ни странно, дымковская игрушка. Был период подражания ей, заимствовались многие сюжеты, но что делать — это история, всё равно это интересно. Самое главное, что игрушка существует.
Ужасно, когда в местах, где люди занимались ремеслом, ничего не остаётся. Вот к нам сейчас обратились гончары из Узбекистана, хотят восстанавливать промысел в кишлаке Уба, где лепила игрушку Хамро Рахимова. Мы посылаем им в качестве образцов фотографии игрушек из нашей коллекции, и это не первое подобное обращение, скорее норма.
Современная игрушка находится уже в иной социальной и экономической среде, развивается своими путями. Сказываются и недостатки, допустим, наличие плана: люди спешат, чтобы сделать определённое количество изделий, ограничивается свобода творчества. Но появляются и новые сюжеты: в Каргополе — Ломоносов, Баранов… Молодцы, что это придумали, правильно, что лепят своих героев. Когда я увидел скульптурные изображения церквей, мне они не понравились, а сейчас я смотрю на них с большой приязнью. Мне не хочется влиять на промысел и учить людей, что делать, ведь и раньше мастера рождали что‑то новое.
— Какое место занимает каргопольская игрушка в вашей коллекции?
— Каргопольских игрушек у меня около 2500, из них 500‑600 — предметы старых мастеров. Прежде всего интересуюсь старой крестьянской игрушкой, Ульяны Бабкиной, Ивана и Сергея Дружининых, Клавдии и Дмитрия Шевелёвых.
В последние годы стал обращать внимание на работы Александра Петровича Шевелёва, в прежнее время они прошли мимо меня: собирал старых классических мастеров. Это было неправильно, потому что он оказался интересным мастером, который оставил существенный след в развитии современного состояния промысла, оказал большое влияние на мастеров и «Беломорских узоров», и «Берегини». Очень много сил и времени пришлось потратить, чтобы собрать коллекцию его игрушек, но никак не удаётся купить его тройку.
Новейшую игрушку интересно рассматривать, и я собираю её как материал для оценки того, что происходит с традиционным промыслом.
— Музей «ТрадАрт» занимается также изданием книг о народной игрушке, в частности, вышло две книги — о хлудневской и александро-прасковьинской (сапожковской), демидовской, вырковской игрушке. Увидим ли мы книгу и о нашем промысле?
— Подготовка издания требует огромной работы. История каргопольской игрушки, о которой, казалось бы, многое известно, до конца не ясна. Игрушки Ивана Дружинина в искусствоведении рассматриваются как некая классика, совершенство, и они действительно замечательные, но возник этот высокий уровень как будто из небытия. Меня всегда удивляло, почему игрушки Бабкиной не похожи на работы И. Дружинина, хоть она помогала ему когда‑то по хозяйству, ещё в девочках, в принципе училась у него.
Большие вопросы вызывает токарёвская игрушка: вероятно, в Каргополе был некий пласт поливной игрушки, остались от него отдельные фрагменты, отдельные вещи. Токарёвская существенно отличалась от печниковской — этот вопрос до конца не рассмотрен, не осознан, хотя какие‑то соображения высказал Г. П. Дурасов.
В коллекции нашего музея большой пласт интересной игрушки 1970‑80‑х годов, авторство которой установить не удаётся. На некоторых из них даже выгравированы монограммы, но кому бы из мастеров в Каргополе я их ни показывал, никто не может определить, чья это работа. Это для меня до сих пор загадка. Очень много путаницы при атрибутировании работ мастеров «Беломорских узоров» и «Берегини». Часто на этикетке указан один автор, а в реальности оказывается другой.
Бог даст, наш музей всё же издаст альбом о каргопольской игрушке.
— Нужен ли нашему городу музей игрушки?
— Один из брендов Каргополя и очень существенный — это именно игрушка. Её историю, развитие худо-бедно можно посмотреть только в малюсеньком зале в «Берегине». Конечно, нужно иметь помещение (не будем говорить отдельное, хотя здесь масса небольших домиков), где игрушка была бы показана в историческом аспекте, где были бы выставлены все мастера — это помогало бы ныне работающим мастерам ориентироваться, чтобы они хотели попасть туда, больше старались, делали интересные вещи. Там обязательно должна быть продажа, а то сейчас она то в продуктовых магазинах, то ещё где‑то. Турист должен искать «Берегиню» или «Беломорские узоры», нарушать ритм их работы. Кстати, найти в Москве каргопольскую игрушку — это работа, иногда она появляется в сувенирных магазинах, но стоит недёшево. Этой игрушкой нужно гордиться и всячески её пропагандировать.
Лидия Власова