Под хрустальный звон колоколов Каргополя
В крещенские праздники Каргополь вновь стал центром притяжения для лучших звонарей, приехавших из разных регионов России и Белоруссии. Традиционный фестиваль колокольного искусства «Хрустальные звоны» собрал рекордное количество участников — 26 человек.
Из старинного русского города Суздаля уже не первый год на фестиваль приезжает главный звонарь Ризоположенского монастыря, основатель Суздальской школы звонарского мастерства Евгений Илюхин. В этот раз на встрече в детской школе искусств № 11 он презентовал целую серию Суздальских «Эва-гуслей» и рассказал об истории их создания.
— Когда я впервые взял этот инструмент в руки, мне очень понравилось звучание. Я начал изучать способы игры на гуслях, в хорошем смысле «заболел» ими. Так появилась идея создать свой инструмент. Но одними расчётами здесь не обойтись, как показала практика. Есть свои нюансы не только в постановке струн, но и подборе древесины. Раньше гусли делали в основном из ели, но мы решили в одном инструменте сочетать сразу несколько пород. Так, верхнюю деку изготовили из ели, каркас сделали из бука, а нижнюю деку из волнистого клёна.
Стоит отметить, что разработка такого уникального инструмента заняла немало времени. К классическому гусельному звуку Евгений Сергеевич прикрепил бас-гитару, поскольку является поклонником рок-музыки. Эксперимент дал свой результат: игра на гуслях сопровождается весьма необычным звуковым оттенком с «бархатными» гитарными нотками. Такие гусли — достойная альтернатива гитаре. Кстати, серия этих инструментов посвящена дочери Евгения Эвелине, отсюда и их название — «Эва-гусли».
В рамках творческой встречи виртуозную игру на гуслях продемонстрировал звонарь Спасо-Евфимиева монастыря и руководитель музыкального коллектива «Лучина» (г. Суздаль) Александр Леонов, который в своё время «заразил» Евгения этим замечательным инструментом.
Самая многочисленная делегация (8 человек) прибыла на фестиваль из Белоруссии. Звонари проживают в разных городах, но в любви к колокольным звонам они едины. У каждого своя неповторимая техника. Например, Александра Зиновьева (г. Полоцк) друзья шутливо прозвали «танцующим звонарём». Почему, он и сам не знает, видимо, годы участия в образцовом вокально-хореографическом ансамбле народного жанра «Комарики» дают о себе знать. Также в Белоруссии при обучении звонарскому делу принято использовать различные «попевочки», которые впоследствии оказывают влияние на технику звонарей, тем самым определяя характер того или иного региона.
— По специальности я архитектор, а вообще развиваюсь в разных направлениях. Когда я впервые узнал, что на Пасху разрешается звонить всем желающим, как птица полетел на колокольню, чтобы попробовать сыграть. Ну а потом уже стоял в первых рядах на обучение этому делу. Тогда я так вдохновился, что это вдохновение до сих пор меня не покидает, — рассказывает Александр Сергеевич. — Колокольный звон — это самобытный традиционный образ народного творчества, изучая его и развиваясь в нём, я больше ощущаю себя русским, славянином. Я посетил огромное количество колоколен, это помогло мне совершенствоваться и в профессиональной деятельности. Например, сейчас пишу кандидатскую диссертацию по их архитектуре, соответственно, мне важно увидеть особенности высоты, размера ярусов, арочных проёмов. Отрадно, что посредством участия в подобных фестивалях удаётся совмещать приятное с полезным.
— Одинаковых звонов ведь не существует, чем же белорусские отличаются от русских?
— Я бы сказал, что они более мелодичны. Помню, как однажды поднялся на колокольню и стал звонить своим обычным звоном. Спустя некоторое время ко мне подошёл другой звонарь и в утвердительной форме многозначительно произнёс: «А ты из Белоруссии». Я спросил: «Как же вы определили?» Он ответил: «По звону, конечно».
— Как вы считаете, звонарём может стать любой человек?
— Это вопрос с подвохом. Колокола ведь разные бывают: железнодорожные, башенные, корабельные, у них определённые размеры, звучание, сплав металла. Этими колоколами в принципе может овладеть любой. Но если говорить именно о церковных звонах, то прежде чем стать звонарём, человеку необходимо обрести веру. Не зря бытует мнение, что колокольный звон — это голос Бога, и чтобы по‑настоящему проникнуться им, нужно обязательно быть верующим.
— А ещё говорят, что колокольный звон обладает целебными свойствами. Так ли это?
— Учёными доказано, что звуковая волна колокола восстанавливает душевное состояние человека, пробуждает всё лучшее в нём. Среди большого разнообразия звонов есть и разгонные. Они помогают людям поднять настроение после богослужения и поделиться своей радостью с другими. Это действительно так.
— В Каргополе вы уже бывали. Чем этот город вас привлекает?
— Во-первых, я очень люблю Север. Он завораживает не только своим деревянным и каменным зодчеством, но и неописуемой красотой природы, мастеровыми людьми. Во-вторых, очень тёплая атмосфера самого фестиваля, обмен опытом. Конечно, благодаря общению звонарей что‑то перемешивается, но таким образом и развивается, ведь когда мы находим единомышленников, больше утверждаемся в правильности своих помыслов.
Белорусские песни и танцы, безусловно, выделяются своей самобытностью и национальным колоритом. В этом ещё раз убедились гости, пришедшие на концерт-импровизацию «Звуки музыки, музыка звона», который состоялся в детской школе искусств. В праздничном действе белорусы исполняли хоровые песни, христославные колядки и даже провели мастер-класс по белорусским народным танцам.
Последние три года в списке участников фестиваля «Хрустальные звоны» значатся юные звонари. В прошлом году приятной неожиданностью для гостей праздника стало выступление десятилетнего Назара Хабушева из Самары, а в этом — шестилетнего Матвея Белогубова (г. Бронницы, Московская область), который приехал в сопровождении мамы и дедушки. В таком возрасте большинство детей ещё увлечены игрушками, а Матвей всерьёз увлёкся колокольными звонами. В пять лет он уже окончил школу звонарей в Подмосковье, а теперь его главная цель — помочь храму в соседнем селе Кривцы обрести свой голос. Колокольня там находится в стадии реставрации, поэтому звонаря пока нет. Этот пост и мечтает занять Матвей.
— Колокольные звоны мне очень нравятся. Это чувство ритма, красивые переливы, необычное звучание. Примером для меня стал известный московский звонарь Илья Дроздихин. Я заслушался его колокольным звоном и решил стать таким же звонарём. Сюда я приехал, чтобы поучиться мастерству. Бывал в городе Болхове, также мне доводилось играть в храме Иова Многострадального и Заиконоспасском мужском монастыре, которые находятся в Москве. Но ещё нужно набраться опыта. Играть не сложно, но всё равно иногда сбиваюсь с ритма, — самокритично заметил мальчик.
В доме, где проживает семья, у Матвея есть собственная звонница. Родные дарят ему колокола и поддерживают в освоении звонарского дела. А значит — всё получится!
Дарья ГОРДЕЕВА.
Фото автора