20 апреля, суббота
ИСТОРИЯ
16:22 / 11 октября 2019
400

Десятский и другие. К истории местного самоуправления

Реконструируя события истории, выявляя действующих в них лиц, музей идёт от предмета. Однако лишь малая часть информации, заключённая в музейных предметах, очевидна. Чтобы выявить другую, требуются дополнительные исследования. Представленные в исторической экспозиции разнообразные металлические жетоны: «лесной сторож», «мировой судья», «десятский», «знак почтового департамента», свидетельствуют о пике развития бюрократической системы Российской империи. Это должностные знаки, а надпись на них говорит об исполняемой человеком должности. Такой знак в России являлся предметом, носимым во время выполнения его владельцем служебных обязанностей. Почтовый служащий носил его на форменной одежде, мировой судья мог приколоть знак на пиджак, лесной сторож и десятский – прямо на полушубок. Десятский (от числа дворов) – выборная должность стража порядка, на которую опирались полицейские чиновники. Десятские избирались из крестьян и следили за общественным порядком в деревнях, исполнением противопожарных мер, пресекали драки, изобличали воров, бродяг и т. п.

Подобного обилия знаков не знала ни одна европейская держава. Их породили реформы России второй половины XIX века. Особенно внушительным выглядел знак городского головы: посеребрённая металлическая бляха высотой почти 10 сантиметров. На лицевой стороне в центре изображен герб Олонецкой губернии. По овалу надпись: «КАРГОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА». На обороте дата: «11 июня 1892 года». Знак, а они были типовыми для всей России и отличались только изображением герба и наименованием города, был учреждён ещё в 1870 году. Носился на массивной цепи.

Должность городского (градского) головы была введена императрицей Екатериной II. Избиравшийся на эту должность возглавлял исполнительную власть городского самоуправления — городской думы. Она существовала вплоть до 1917 года. Согласно реформе 1892 года, голова – руководитель распорядительного органа (собрания) и одновременно исполнительного (управы) и, кроме того, государственный служащий. Несмотря на вносимые законодательством изменения, круг дел думы оставался неизменным. Дума вела городовые обывательские книги, где горожане были записаны в купеческое или мещанское сословие, передавала в аренду принадлежащие городу земли и недвижимость, выдавала разрешение на строительство, обеспечивала меры пожарной и санитарной безопасности и т.  п. В ведении Каргопольской думы находился благотворительный Тельнихинский капитал, переданный купцом Тельнихиным, и общественный банк, созданный на эти и другие пожертвования. На проценты содержалась богадельня, выдавались пособия бедным горожанам, что также решала дума. Городскому обществу в 1894 году принадлежали несколько амбаров на берегу реки, наплавной мост через Онегу, бойня, казарма, три каменные лавки в гостином дворе, двухэтажный деревянный дом на углу улиц Благовещенской и Каменки (ныне пр. Октябрьский и ул. П. Г. Акулова), где помещалась сама дума, и другое.
На должность городского головы, как правило, избирались лица из наиболее уважаемых купцов. Кто же из них мог возлагать на себя рассматриваемый атрибут власти 1892 года? Для уточнения этого необходимо обратиться к периодическим и справочным изданиям Олонецкой губернии и архивным документам.

С 1890 по 1893 год обязанности городского головы исполнял Михаил Григорьевич Попов. Правда, был он мещанином, но торгующим по 2‑й купеческой гильдии. Купцом был его отец, владевший прежде винокуренным заводом: в экспозиции можно увидеть и печать того завода. Известно, что сын занимался лесными подрядами. К слову, городская дума не раз рассматривала вопрос о взыскании долгов с Попова в этот период, не делая скидок на его должностное положение.
Следующее четырёхлетие с 1894 по 1897 год главой города являлся Василий Алексеевич Урываев, представитель старинного купеческого рода. Именно по инициативе В.  А. Урываева собрание гласных (депутатов) дважды рассматривало вопрос о строительстве железной дороги, выступив с ходатайством о проведении её по правому берегу реки Онеги. Но вопрос был предрешён, и железнодорожная ветка миновала наш город. Каргополь, оказавшись в очередной раз в стороне от транзитных путей сообщения, много потерял в своём экономическом развитии.

Проблемы транспортных путей пытался решить и другой городской руководитель – Пётр Иванович Басов: он возглавлял местное само­управление с 1898 по 1915 год за исключением 5 лет. Наследственным делом купца 2‑й гильдии были «питейные заведения»: он содержал трактир и входил в число акционеров винокуренного завода «Крехалев и К°». В 1913 году Басов принимал участие в рассмотрении проекта соединения Каргополя и Няндомы железной дорогой, слушания которого проходили в Москве. В те же годы прорабатывался и проект водных маршрутов, имевших в основе древние торговые пути. Ещё в 1870‑е годы началось строительство канала, который должен был соединить водные бассейны озёр Лаче и Кубенское. В этом случае Каргополь получил бы выход к Балтийскому и Каспийскому морям. Уже построили плотину со шлюзом для прохода судов через пороги по реке Свидь, но работы при­остановились. Басов подготовил докладную записку о важности и целесообразности этого пути. Городская дума и земство обращались в разные инстанции вплоть до правительства и Государственной думы, но это не увенчалось успехом.

Наконец, последним, кто управлял Каргопольской думой, в 1916–1917 годах являлся купец 2‑й гильдии Николай Егорович Серков. Самостоятельно проводить свои торгово-промышленные операции он начал в 19 лет, получив наследственный капитал по смерти отца. Он сумел развернуться как никто другой: спустя 9 лет (1910 год) его торговый оборот равнялся 1 млн рублей. Н. Е. Серков владел винокуренным и пивоваренным заводами, паровой мельницей, хлебопекарней, беличьей мастерской, 9 торговыми лавками в городе и уезде. Перед революцией строил кожевенный и экстрактный заводы, лесопилку. Его продукция имела медали международных выставок. Проводя национализацию промышленных заведений Серкова в 1918 году, новые власти не смогли разобраться в его хозяйстве и были вынуждены отозвать последнего из Вологды. Туда он вместе с другими «бывшими» был отправлен на «трудовой фронт» Гражданской войны (рыть окопы). Из писем Николая Егоровича, хранящихся в архиве Архангельска, стало известно, что, будучи главой, он призывался на какое‑то время на военную службу (шла Германская война). Находясь в это время в Петрограде, он, используя свои связи, пытался организовать закупку муки для города: дума делала это ежегодно для поддержки бедных горожан.

Таким образом, изучая экспонат – знак Каргопольского городского головы, мы выяснили, кто из горожан занимал этот пост с конца XIX века до революционных перемен начала прошлого столетия, и то, что функции и проблемы местного самоуправления с XVIII века до наших дней мало в чём изменились.
И. Онучина,
заведующая отделом научно-экспозиционной работы
Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея

Похожие материалы

Благоустройство 30.04
ФКГС 2024
Конкурс губернаторских грантов
Пьяный водитель
ПОПУЛЯРНОЕ
Неделя
Месяц
Год

Модуль опросов не установлен.


75 лет Победы    Агропром    Актуально    Антикоррупция    Архангельск    Безопасность    Безопасность дорожного движения    Бизнес    Благоустройство    Бюджет    Власть    Вопрос-ответ    Выборы    Госуслуги    Губернатор    День Победы    Дороги    ЖКХ    Закон    Здоровье    Здравоохранение    История    Капремонт    Конкурсы    Конституция    Коронавирус    Культура    Леспром    Молодежь    Мусорная реформа    Назначения    Наука    Нацпроекты    НКО    Новости Кенозерского парка    Область    Образование    Общество    Официально    Перепись населения    Природа    Происшествия    Промышленность    Районы    Россрестр    Связь    Семья    Собрание депутатов    События    Соцзащита    Спорт    Строительство    Твои люди, Каргополье!    Торговля    ТОСы    Транспорт    Туризм    Экология    Экономика    Энергетика   
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.