ИСТОРИЯ
12:13 / 09 октября 2019
90

Этапы большого пути

Старое здание педагогического училища, располагавшегося по адресу: Октябрьский проспект, д. 76 (прежнее название улицы Благовещенская, Пролетарская), хорошо известно жителям города, так как училище всегда играло важную роль в образовательной и культурной жизни Каргополя. Нынешний облик здание приобрело в 1937 году, когда был надстроен второй этаж. Обращает на себя внимание грамотная работа архитектора, спроектировавшего двухэтажное здание на основе пропорций духовного училища, построенного в 1896 году.

Ещё будучи школьником, проходя мимо старинного здания, я испытывал невольное чувство особого почтения к нему, к его неведомой мне, насыщенной богатой историей жизни. В детстве и юности я слышал много различных историй об учёбе в пед­училище от старшего брата Славы и сестёр Нины и Грани, в разные годы обучавшихся в нём.

Старшая сестра Нина училась в педагогическом училище в течение трёх лет в суровые военные годы, с сентября 1942 по май 1945 года (на четырёхлетнее обучение педучилище перешло с 1946 года). Занятия проходили в холодных помещениях, при плохом освещении и отсутствии бумаги.

После окончания педучилища Нина была распределена на работу в разорённую фашист­скими оккупантами Псковскую область. Добираться до места назначения ей пришлось много дней вместе с солдатами, возвращавшимися с фронта в товарных вагонах.

Место, в котором сестре предстояло учительствовать – деревни Усвятского района, были разорены войной. От многих домов остались лишь сиротливо торчащие обгоревшие печные трубы. Немногие жители деревень, каким‑то чудом пережившие войну, были вынуждены жить в землянках. По ночам слышались выстрелы – на западе продолжались бои с прибалтийскими националистами. Молодая учительница была одета более чем скромно: пальто заменяла фуфайка, на ногах – кирзовые сапоги. Тяжёлые условия жизни, неустроенный быт не помешали сестре сохранить на всю жизнь преданность учительской профессии и стать уважаемым и любимым учителем усвятских детей.

В 1941–1942 годах в здании училища размещался военный госпиталь, а с октября 1942 до 14 мая 1943 года в нём располагалось Великоустюгское пехотное училище, прибывшее в город на борьбу с фашистским десантом. Г.  Г. Борисов, курсант училища, вспоминал, как его роту, отличившуюся в бою с фашистскими десантниками, перевели жить из лагерных бараков в здание педучилища: «Это было хорошее кирпичное здание, тёплое и с большими окнами». (О. Борисов «На Борьбу с фашистским десантом», «Каргополье», 17 июня 2015 г.).

С 1928 по 1981 год, располагаясь в старом здании, пед­училище выпустило 5261 учителя. Поражает масштабность работы училища в 60‑е годы ХХ века: с 1963 по 1969 годы в нём обучалось ежегодно более шестисот учащихся.

Училище все годы пребывания в старом учебном корпусе теснейшим образом было связано с окружавшей его действительностью, чутко реагируя на все вызовы времени, которое требовало от учителя проявления активной гражданской позиции. Преподаватели вместе с учащимися проводили огромную просветительскую работу: читали лекции, выступали с концертами, участвовали в выступлениях агитбригад, шефствовали над сельскими школами, для которых изготовляли методические и наглядные пособия.

В 1977 году для Павловской восьмилетней школы, к руководству которой я только что приступил, А.  А. Романовская, работавшая в те годы лаборантом в училище, оформила два прекрасных стенда, вызвавших интерес даже у учителей из других школ нашего района.

Преподаватели училища, активно взаимодействуя с Архангельским институтом повышения квалификации педагогических кадров, читали лекции для учителей начальных классов школ области, неизменно получая высокие оценки за свой профессионализм.

Учащиеся педучилища вносили существенный вклад в улучшение благоустройства и озеленения города – содержания его зелёного наряда.

После перехода педучилища в 1981 году в новое учебное здание значительно улучшились условия обучения учащихся Базовой школы, занявших освободившиеся помещения. Стены старинного учебного заведения в течение 31 года наполнялись неугомонной энергией сначала учащихся начальных классов, а затем уже и основной общеобразовательной школы. Базовая школа как структурное подразделение педагогического училища занимала важное место в практической подготовке будущих учителей. Кроме этого, она являлась областной экспериментальной площадкой по освоению учителями новых, современных образовательных технологий.

В 2013 году Базовая школа была закрыта Министерством образования Архангельской области, так как финансирование общеобразовательных школ относилось к полномочиям местных органов власти.

Пустовавшее шесть лет культовое здание вызывало в последнее время естественную тревогу у жителей города: начался процесс разрушения его фасадов. Успокоение и радость пришли, когда стало известно, что в него возвращается церковь, владевшая им до 1917 года. Лучшего решения судьбы старинного дома, нёсшего высокую образовательную миссию более 100 лет, найти было невозможно.

А. Кабринский
Роскомнадзор
Совет Федерации
НПФ в РФ
Предложите новость
Предложите новость