Вокруг света за полтора часа
29 апреля в Центре культурного развития состоялась долгожданная премьера первого каргопольского мюзикла «Под парусом «Надежды» в исполнении вокально-экспериментального театра «Простые ребята» и территории творчества «Алгоритм» под руководством режиссёра-постановщика Ангелины Овсянниковой. Корреспондент «Каргополья» посетил постановку и теперь, памятуя о словах губернатора Камчатки о том, что он не судья, а лишь свидетель, спешит поделиться впечатлениями.
Встречают зрителя в зале шум океана и крики чаек, с первых же секунд навевая воспоминания о последней постановке «Алгоритма» – спектакле «Моана». Как позже окажется, это далеко не единственный момент, демонстрирующий значительный вклад коллектива в мюзикл.После небольшого закадрового экскурса в историю первого русского кругосветного плавания в зале вспыхивает прожектор и выхватывает из темноты по-домашнему одетого мужчину в кресле-качалке с тетрадью в руках. Отхлебывая из чашки, незнакомец представляется вице-адмиралом Российского императорского флота Макаром Ивановичем Ратмановым и становится проводником зрителя сквозь мюзикл.
В основу постановки заложен конфликт между двумя участниками кругосветного плавания – капитаном корабля «Надежда» и руководителем экспедиции Иваном Крузенштерном и камергером, первым послом России в Японии, Николаем Резановым. Авторы изобразили их диаметрально противоположными личностями: серьёзным и болеющим душой за страну офицером и комичным чиновником-«предпринимателем». Есть здесь и сюжетная линия графа Фёдора Толстого, попадающего на корабль благодаря махинации. В нескольких картинах зрителям демонстрируют подготовку к плаванию, сложности в пути, а также события при сошествиях на берег.
Перед автором сценария стояла сложная задача – при отсутствии готовой книжной, театральной или кинематографической основы уместить события трёх лет экспедиции в постановку, которая будет по силам актёрской труппе и при этом не утомит зрителя. Баланс был смещён в сторону сосредоточения лишь на ключевых эпизодах плавания и усечения всего необязательного, отчего в некоторых моментах ощущается эффект «монтажных склеек», когда, к примеру, одна за другой могут следовать две композиции или между демонстрируемыми зрителю частями происходит большой скачок во времени.
Те же чувства возникают, когда в финале закрывается кулиса. Повисает вопрос: «А дальше?». Но далее нас ждёт лишь возвращение к тому, с чего всё начиналось – креслу-качалке и морскому дневнику рассказчика, а после – финальная песня. Остаётся ощущение, что здесь должен быть антракт и вторая часть мюзикла, но оно обманчиво. Причина тому, вероятнее всего, кроется в отсутствии достаточного количества актёров, способных выйти на сцену с крупными партиями. И без того двоим из них пришлось взять на себя больше одной роли.
При этом в повествование органично вплетены важные детали истории вроде приобретения кораблей для экспедиции или совершённых в ходе плавания научных открытий, отчего с образовательной точки зрения постановка не теряет в ценности.
Если же отвлечься от сюжетной составляющей и сосредоточиться на том, как поставлен каждый эпизод по отдельности, то можно выделить сразу несколько сильных сторон произведения. Первая – она же главная для мюзиклов – музыкальная. Звучит «Под парусом «Надежды» в самом прямом смысле этого слова «качественно». Музыкальное оформление, созданное композитором Ольгой Фокиной, не вызывает ни одного вопроса на протяжении всей постановки, при том что спектр используемых жанров широк. Зрителю встретятся и мечтательные зарисовки с духовыми инструментами, и роковые композиции с гитарами, и произведения, которые легко представить в условном «Нотр-Дам-де-Пари». Сам звук получился ровным практически на всём протяжении мюзикла даже на уровне первых рядов кресел, что для огромного зала ЦКР, где традиционно хочется отсесть подальше от огромных колонок у сцены, несомненно, большой плюс.
Вторая сильная сторона – сценическое движение и хореография. В полной мере они раскрываются во время динамичной сцены шторма, когда все и всё на условной палубе приходят в движение; и танцевальной интермедии, вновь отсылающей к спектаклю «Моана». Первое запоминается тем, что при всей внешней хаотичности происходящего и большом числе действующих лиц и используемых предметов окружения, кажется, ни один из актёров не теряется, вместе с коллегами чётко следуя направлению условной «качки». Вторая – безупречностью исполнения танцорами «Алгоритма» своей партии. Но даже если взять любой иной эпизод с диалогами, можно заметить, как каждый актёр постоянно чем-то занят. Он может просто притоптывать ногой, ходить кругами или рассматривать свою обувь, но одно это не даёт проникнуть в сцену статике и испортить общее впечатление. Насколько такие минорные вещи отрепетированы – сложно сказать, потому неясно, заслуга ли это актёрского мастерства каждого отдельного члена команды или педантичности и внимания к деталям постановщика.
Нельзя, наконец, не сказать и о визуальной стороне произведения. Она касается костюмов (органично смотрятся не только богатые формы офицеров и представителей власти, но и простые одеяния моряков и танцоров, изображающих стихию или «морскую свиту Нептуна»), реквизите (одни только бочки с пушкой чего стоят), декорациях (их, в сравнении с примерами спектаклей, представленных в ЦКР ранее, можно назвать минималистичными, но при этом стилистически отлично выверенными), светового оформления сцен, ненавязчиво и при этом точно создающего атмосферу и посиделок у камина, и неожиданного поединка, и ночного океана.
Первую оценку мюзиклу зрители дали сразу после финальной песни, когда аплодировали стоя. Немного погодя в соцсетях можно было увидеть отзывы, в которых они отмечают танцы, костюмы, работу со светом и звуком, создающую атмосферу путешествия, и другие его достоинства. Так, например, глава Каргопольского муниципального округа Наталья Бубенщикова на своей странице «ВКонтакте» написала: «Прекрасная музыка, тексты, танцы, исторические отсылки. Смотрелось на одном дыхании. Благодарю наших артистов и всю творческую команду спектакля за полученные эмоции, режиссёра мюзикла Ангелину Овсянникову за профессиональную и талантливую работу!».
Своим мнением поделился и сенатор от Архангельской области Иван Новиков, наблюдавший за плодами трудов команды создателей произведения: «Я хочу сказать две вещи. Первая: здоровый авантюризм и предпринимательский дух, свойственные Баранову, из Каргополя никуда не исчезли, и постановка собственного мюзикла это доказывает. Второй момент: поставить собственный мюзикл в собственном учреждении собственными силами – звуковики, световики, актёры, пение, музыка – на сегодняшний день, насколько я знаю, ни одно муниципальное образование нас таким побаловать не может. Низкий вам поклон, это предмет для гордости».
Анатолий Светлов