20 мая, понедельник
КУЛЬТУРА
18:07 / 10 мая 2024
85

Вокруг света за полтора часа

29 апреля в Центре культурного развития состоялась долгожданная премьера первого каргопольского мюзикла «Под парусом «Надежды» в исполнении вокально-экспериментального театра «Простые ребята» и территории творчества «Алгоритм» под руководством режиссёра-постановщика Ангелины Овсянниковой. Корреспондент «Каргополья» посетил постановку и теперь, памятуя о словах губернатора Камчатки о том, что он не судья, а лишь свидетель, спешит поделиться впечатлениями.

Встречают зрителя в зале шум океана и крики чаек, с первых же секунд навевая воспоминания о последней постановке «Алгоритма» – спектакле «Моана». Как позже окажется, это далеко не единственный момент, демонстрирующий значительный вклад коллектива в мюзикл.

После небольшого закадрового экскурса в историю первого русского кругосветного плавания в зале вспыхивает прожектор и выхватывает из темноты по-домашнему одетого мужчину в кресле-качалке с тетрадью в руках. Отхлебывая из чашки, незнакомец представляется вице-адмиралом Российского императорского флота Макаром Ивановичем Ратмановым и становится проводником зрителя сквозь мюзикл.

В основу постановки заложен конфликт между двумя участниками кругосветного плавания – капитаном корабля «Надежда» и руководителем экспедиции Иваном Крузенштерном и камергером, первым пос­лом России в Японии, Николаем Резановым. Авторы изобразили их диаметрально противоположными личностями: серьёзным и болею­щим душой за страну офицером и комичным чиновником-«предпринимателем». Есть здесь и сюжетная линия графа Фёдора Толстого, попадающего на корабль благодаря махинации. В нескольких картинах зрителям демонстрируют подготовку к плаванию, сложности в пути, а также события при сошествиях на берег.

Перед автором сценария стояла сложная задача – при отсутствии готовой книжной, театральной или кинематографической основы уместить события трёх лет экспедиции в постановку, которая будет по силам актёрской труппе и при этом не утомит зрителя. Баланс был смещён в сторону сосредоточения лишь на ключевых эпизодах плавания и усечения всего необязательного, отчего в некоторых моментах ощущается эффект «монтажных склеек», когда, к примеру, одна за другой могут следовать две композиции или между демонстрируе­мыми зрителю частями происходит большой скачок во времени.

Те же чувства возникают, когда в финале закрывается кулиса. Повисает вопрос: «А дальше?». Но далее нас ждёт лишь возвращение к тому, с чего всё начиналось – креслу-качалке и морскому дневнику рассказчика, а после – финальная песня. Остаётся ощущение, что здесь должен быть антракт и вторая часть мюзикла, но оно обманчиво. Причина тому, вероятнее всего, кроется в отсутствии достаточного количества актёров, способных вый­ти на сцену с крупными партиями. И без того двоим из них пришлось взять на себя больше одной роли.

При этом в повествование органично вплетены важные детали истории вроде приобретения кораблей для экспедиции или совершённых в ходе плавания научных открытий, отчего с образовательной точки зрения постановка не теряет в ценности.

Если же отвлечься от сюжетной составляю­щей и сосредоточиться на том, как поставлен каждый эпизод по отдельности, то можно выделить сразу несколько сильных сторон произведения. Первая – она же главная для мюзик­лов – музыкальная. Звучит «Под парусом «Надежды» в самом прямом смысле этого слова «качественно». Музыкальное оформление, созданное композитором Ольгой Фокиной, не вызывает ни одного вопроса на протяжении всей постановки, при том что спектр используемых жанров широк. Зрителю встретятся и мечтательные зарисовки с духовыми инструментами, и роковые композиции с гитарами, и произведения, которые легко представить в условном «Нотр-Дам-де-Пари». Сам звук получился ровным практически на всём протяжении мюзикла даже на уровне первых рядов кресел, что для огромного зала ЦКР, где традиционно хочется отсесть подальше от огромных колонок у сцены, несомненно, большой плюс.

Вторая сильная сторона – сценическое движение и хореография. В полной мере они раскрываются во время динамичной сцены шторма, когда все и всё на условной палубе приходят в движение; и танцевальной интермедии, вновь отсылающей к спектак­лю «Моана». Первое запоминается тем, что при всей внешней хаотичности происходящего и большом числе действующих лиц и используемых предметов окружения, кажется, ни один из актёров не теряется, вместе с коллегами чётко следуя направлению условной «качки». Вторая – безупречностью исполнения танцорами «Алгоритма» своей партии. Но даже если взять любой иной эпизод с диалогами, можно заметить, как каждый актёр постоянно чем-то занят. Он может просто притоптывать ногой, ходить кругами или рассматривать свою обувь, но одно это не даёт проникнуть в сцену статике и испортить общее впечатление. Насколько такие минорные вещи отрепетированы – сложно сказать, потому неясно, заслуга ли это актёрского мастерства каждого отдельного члена команды или педантичности и внимания к деталям постановщика.

Нельзя, наконец, не сказать и о визуальной стороне произведения. Она касается костюмов (органично смотрятся не только богатые формы офицеров и представителей власти, но и простые одеяния моряков и танцоров, изображающих стихию или «морскую свиту Нептуна»), реквизите (одни только бочки с пушкой чего стоят), декорациях (их, в сравнении с примерами спектаклей, представленных в ЦКР ранее, можно назвать минималистичными, но при этом стилистически отлично выверенными), светового оформления сцен, ненавязчиво и при этом точно создающего атмосферу и посиделок у камина, и неожиданного поединка, и ночного океана.

Первую оценку мюзиклу зрители дали сразу после финальной песни, когда аплодировали стоя. Немного погодя в соцсетях можно было увидеть отзывы, в которых они отмечают танцы, костюмы, работу со светом и звуком, создающую атмосферу путешествия, и другие его достоинства. Так, например, глава Каргопольского муниципального округа Наталья Бубенщикова на своей странице «ВКонтакте» написала: «Прекрасная музыка, тексты, танцы, исторические отсылки. Смотрелось на одном дыхании. Благодарю наших артистов и всю творчес­кую команду спектакля за полученные эмоции, режиссёра мюзикла Ангелину Овсянникову за профессиональную и талантливую работу!».

Своим мнением поделился и сенатор от Архангельской области Иван Новиков, наблюдавший за плодами трудов команды создателей произведения: «Я хочу сказать две вещи. Первая: здоровый авантюризм и предпринимательский дух, свойственные Баранову, из Каргополя никуда не исчезли, и постановка собственного мюзикла это доказывает. Второй момент: поставить собственный мюзикл в собственном учреждении собственными силами – звуковики, световики, актёры, пение, музыка – на сегодняшний день, насколько я знаю, ни одно муниципальное образование нас таким побаловать не может. Низкий вам поклон, это предмет для гордости».

Анатолий Светлов

Похожие материалы

Благоустройство 30.04
ФКГС 2024
Конкурс губернаторских грантов
Пьяный водитель
ПОПУЛЯРНОЕ
Неделя
Месяц
Год

Модуль опросов не установлен.


75 лет Победы    Агропром    Актуально    Антикоррупция    Архангельск    Безопасность    Безопасность дорожного движения    Бизнес    Благоустройство    Бюджет    Власть    Вопрос-ответ    Выборы    Госуслуги    Губернатор    День Победы    Дороги    ЖКХ    Закон    Здоровье    Здравоохранение    История    Капремонт    Конкурсы    Конституция    Коронавирус    Культура    Леспром    Молодежь    Мусорная реформа    Назначения    Наука    Нацпроекты    НКО    Новости Кенозерского парка    Область    Образование    Общество    Официально    Перепись населения    Природа    Происшествия    Промышленность    Районы    Россрестр    Связь    Семья    Собрание депутатов    События    Соцзащита    Спорт    Строительство    Твои люди, Каргополье!    Торговля    ТОСы    Транспорт    Туризм    Экология    Экономика    Энергетика   
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.