Наполнить семьи добротой
5 апреля в Духовно-просветительском центре в Каргополе состоялся седьмой по счёту районный Фестиваль детских и семейных любительских театров, оказавшийся мероприятием в гораздо большей степени социальным, нежели культурным.
Духовно-просветительский центр принимает Фестиваль второй год подряд. И организаторы мероприятия – сотрудники Каргопольского центра помощи семье и детям – и участники, и зрители, кажется, чувствуют себя здесь вполне комфортно. Зал Центра далёк от привычных театральных площадок, и благодаря этому неформальность происходящего ощущается ещё более остро (слово «любительский» в названии Фестиваля присутствует неслучайно).В седьмом Фестивале приняли участие семь коллективов. Здесь стоит сразу раскрыть интригу и сказать, что каждый из них стал победителем и был награждён соответствующим дипломом. «Мы победили лень, скромность, застенчивость, может быть, боязнь сцены», – пояснили организаторы во время открытия мероприятия. Подобный подход, когда участников не делят на победителей и проигравших, они переняли у московского фестиваля семейных театров. Но пошли даже несколько дальше: в Москве один коллектив все же берёт гран-при, а каргопольцы и его упразднили.
В этом контексте несколько странно выглядело наличие жюри, но у него всё же осталась функция – определить, в какой именно номинации победили участники.
Каждая семья театральна по-своему
Право открыть Фестиваль досталось семейному театру «Ох, уж эти сказочники!» (семья Трофимовых) с кукольным спектаклем «Цирк червячков». Как позже отметит один из организаторов фестиваля Илья Горшков, их номер представлял собой идеальный образ семейного театра потому, что его можно легко масштабировать: с помощью нехитрых средств выразительности как показать простую комедию для детей, так и изобразить серьёзную драму для взрослых.
Семья Трофимовых использовала большой чемодан в качестве сцены, картонные «декорации», манки и игрушечных червяков, которые, согласно сценарию, выступали в цирке – ходили по канату, прыгали через обруч, «выстреливались» из цирковой пушки в зал и не слишком удачно приземлялись. Всё это сопровождалось забавным дудением: что номера, что казусы, что «реанимация» пострадавшего циркача.
«Ох, уж эти сказочники!» были удостоены диплома победителя Фестиваля за оригинальную художественную подачу, творческий поиск и оптимизм.
Следующими на сцену поднялись ребята из отделения «Земляничка» Каргопольского центра помощи семье и детям, их родители и воспитатели. Они представили зрителям сказку-шумелку «Чей голос лучше», повествующую о споре предметов посуды относительно «вокальных данных» каждого из них. За общим столом восемь юных и взрослых актёров, ведомые голосом рассказчика, продемонстрировали способности различной кухонной утвари – от ложек до кастрюли – дополнять одну и ту же мелодию своими звуками.
В столь простой форме выступающие показали, что порой сравнения неуместны и каждый может быть лучшим в том, что получается у него.
По итогам Фестиваля коллектив унёс с собой диплом за оригинальное музыкальное оформление.
Затем семейный театр «Мы вместе» из Заречной начальной школы-детского сада (мама и бабушка Мария Васильевна, мама и дочь Марии Васильевны Дарья, сын Марии Васильевны Даниил, дочь Дарьи и внучка Марии Васильевны Ирина Дудник) показал спектакль по произведению Самуила Яковлевича Маршака «Сказка о глупом мышонке». Её герой никак не хотел засыпать, а его мама-мышь искала няню, способную убаюкать малыша, обращаясь к разным животным – курице, щуке, лошади и так далее вплоть до кошки, умыкнувшей мышонка. Больше всего здесь поражала способность артистов к молниеносному перевоплощению – они меняли образы пока читались три с половиной четверостишья.
И хотя со стороны может показаться, что «глупый» в этой истории вовсе не маленький мышонок, а его мама-мышь, неосмотрительно обратившаяся к очевидно опасной кошке, основной посыл постановки видится всё же в том, что беречь своих близких должны как взрослые, так и дети, порою в капризах заходящие слишком далеко.
«Мы вместе» были отмечены за талантливое воплощение литературного произведения и связь поколений.
Четвёртыми своё творчество представила театральная студия «Непоседы» Архангельского центра помощи семье и детям. Приехать в Каргополь её актёры не смогли, потому прислали запись постановки сказки «Дюймовочка».
Переход от живого исполнения к видеоформату позволил всем присутствующим понять, насколько сложно воспринимать в театре даже хорошо подготовленное видео. «Непоседы» действительно вложили много усилий в запись – это было заметно и по игре актёров, и по декорациям с костюмами. Отдельного упоминания заслуживает отлично подобранное звуковое сопровождение, создававшее атмосферу дикой природы.
Архангельская студия была удостоена диплома за лучшее художественное оформление спектакля и лучший музыкально-сценический образ.
Затем инклюзивная творческая студия «Дарование» каргопольского Центра помощи семье и детям показала несколько фрагментов из спектакля «Брысь! или история кота Филофея». Зрители увидели собрание бездомных котов и кошек, которые делятся своими историями о том, как они оказались на улице: были выгнаны из дома за то, что во время игры с ребёнком что-то разбили; «подарены» в обмен на игрушку и так далее. Было показано и стремление героев вернуться к бывшим хозяевам, пусть они того и не заслуживают, а также несоразмерное «наказание», к которому кошачий совет приговаривал виновников. Так, некий Егорка был приговорён к неуважению, а школьница Настя и её подруга Зинка – к подкладыванию в их портфели мёртвых мышек (что несколько странно в контексте посыла самой постановки, но абсолютно естественно в кошачьей среде).
С помощью грустных – во многом от того, что достаточно реалистичных – рассказов участников собрания студия учила зрителей ответственности и доброте по отношению к животным. Коллектив получил награду за обращение к сложной социальной теме.
Менее драматичный спектакль под названием «Игра в классику» представила собравшимся семейная творческая студия «Что творят!» (взрослые – Анна Калиничева, Ольга Комкова, Анна Кононова, дети – Татьяна и Варвара Калиничевы, Дарья Карпунина, Аким и Таисия Кононовы, Виктория Косопалова, Артём Прибытков, Татьяна Сердцева, Мария Трофимова). Их постановка, наполненная хореографией, повествовала о поездке в Москву и неожиданно возникшей в представителях молодого поколения любви к высокому искусству балета. Преисполнившиеся вдохновения, ребята показали оперу про зайчика, не раз заставив гостей Фестиваля смеяться. Их талант был отмечен дипломом победителя за лучшую режиссуру и пластику.
Самый сложный – как в плане подбора тем, так и в части структуры – спектакль с условным названием «Вечер на кухне» явил театр семьи Горшковых «Серебряный горшок». В этом году коллектив встретил 10-летний юбилей, а постановка его рассказывала о подготовке к Фестивалю семейных театров. Актёры показали процесс выбора тем и элементов повествования (в спектакль вплелись танец, декламация «Тараканища» Корнея Чуковского и песня «Короля и Шута»), который происходит на фоне загруженности героев бытовой стороной жизни. Непостиранная одежда, неубранная комната и необходимость находить время на занятия творчеством родили семейный конфликт, который авторы выразили фразой: «Что ты будешь вспоминать, когда состаришься, как ты в чистой комнате сидишь?». Словно бы ответом на него стала видео-ретроспектива творческого пути театра и взросления актёров-детей, музыкальным сопровождением которой стала песня группы «ДДТ» со строкой «Это всё, что останется после меня».
Диплом победителя «Серебряный горшок» взял за сохранение семейных театральных традиций и лучшее актёрское мастерство.
Следует отметить, что все представленные номера было бы проблематично сравнить между собой – настолько они вышли разными и непохожими друг на друга. Будь у жюри задача выявить призёров Фестиваля, среди наблюдателей в зрительном зале наверняка нашлись бы категорически несогласные с их решениями. «Семейный театр – это не про сравнение, не про нахождение лучшего. Не может быть «лучшего», – объяснили позже организаторы.
Всего лишь вишенка
После завершения Фестиваля корреспондент «Каргополья» задал несколько вопросов тем, кто готовил и вёл мероприятие (а чуть позже – выступал на сцене) – Илье и Анне Горшковым.
– Чем седьмой Фестиваль отличается от прошлых? Что изменилось за годы?
Илья Горшков: Мне очень понравилось, что в этом Фестивале участвовали дети с инвалидностью и их родственники. Потому что раньше они тоже принимали участие, но только с воспитателями. А ведь это очень важно, чтобы бабушка, мама вместе с ребёнком вышли на сцену и что-то сделали. Мне кажется, это главная его отличительная особенность.
Анна Горшкова: И уровень выступлений, я думаю, вырос в сравнении с теми, что были. Когда мы начинали, действительно были «Теремок» и «Колобок». Даже в областных фестивалях – мы считали – как-то было 16 «Колобков». В этот раз шире стал арсенал. Набор тем усложнился.
Илья Горшков: У нас есть среда развития. Мы замечаем, что в других районах она не создаётся, поскольку фестивали не проходят (даже если что-то проходит, оно ситуативное). В области также никакого сообщества людей не образуется, потому что все съезжаются из разных районов и в эти районы возвращаясь, перестают общаться. А в Каргополе так классно, что мы, получается, все в большей или меньшей степени общаемся, встречаемся, растём, глядя друг на друга.
– Как долго репетируют коллективы перед Фестивалем?
Анна Горшкова: Театр – это не что-то отдельное. Он вплетается в твою жизнь и вырастает из неё. Иногда понимаешь, что тебе нужно поговорить о чём-то серьёзном, и что этот разговор требует много времени, подготовки. Тогда начинаешь издалека, раскладываешь и, может быть, месяц или два готовишься, если нужна какая-то серьёзная работа.
А если, например, в какой-то период очень много работы, и мы понимаем, что не участвовать нельзя – решаем сделать «лайт» версию. Мы вынашивали это (показанный спектакль – прим. авт.) неделю и репетировали неделю. Специально хотели показать на сцене, что семейный театр – это просто. Он на коленке делается.
– Какую-то макси-цель себе перед проведением Фестиваля ставите? Помимо формирования сообщества, которое вы упомянули.
Анна Горшкова: Чем больше мы занимаемся семейным театром, тем больше понимаем, что это всё про то, что мы сегодня показали, вся эта «кухня» – про умение договориться. Самое главное, что происходит, случается до того, как ты вышел на сцену. Если ты готовился, подал заявочку, репетировал, пришёл – ты уже победил, уже всё сделал. Это – самое главное. А эта часть – как торт в конце праздника или фейерверк. Сам праздник происходит дома, это закулисная работа, когда ты выбираешь костюмы, думаешь, споришь.
Самоцель здесь — увидеть не мастерство, а семью на сцене. Это особенное чувство. Когда папа оставил свою работу, мама оставила свою, и они собрались, ребёнка «выдернули» и что-то сделали вместе. И они это время были вместе, искали ответы на вопросы вместе. Праздник – это вишенка на торте.
Илья Горшков: Именно этот процесс объединения очень важен: ощущение единения семьи – что все в одной теме. Это же долгий процесс, особенно по-первости. Мы ведь сами всё это отбирали, готовили, репетировали, скандалили, отказывались, опять собирались.
– Что бы вы посоветовали семьям, которые ещё никогда не пробовали себя в качестве любительского театрального коллектива, но хотят попробовать?
Илья Горшков: Самое главное – начать. И быть внимательными друг к другу. У вас есть, к кому обратиться, где выступить: мы периодически делаем семейные праздники в Духовно-просветительском центре.
Анна Горшкова: У нас здесь есть команда людей с единой направленностью. Мы стараемся сделать любой праздник так, чтобы на него можно было прийти и принять в нём участие всей семьей.
Илья Горшков: А если выбирать тему для постановки, то брать самое любимое – то, на что не жалко будет тратить время. То, что любят дети сейчас и что «цепляет» взрослых. Чтобы не приходилось никого «тянуть».
Анна Горшкова: Театр – про самовыражение. Ты можешь быть таким, каким ты хочешь. Если ты сегодня захотел спеть любимую песню – ты можешь это сделать. Если ты боишься, я не могу тебя заставить читать стихи. Если хочешь быть деревом, всего лишь подержать декорацию или вынести микрофон – будешь делать это: на что ты способен внутри и что принесёт тебе радость.
Анатолий Светлов